Цель урока:
- закрепление навыков анализа художественного текста;
- обучение отбору и систематизации материала, относящегося к теме, установлению логической последовательности частей текста, выбору языковых средств в соответствии с замыслом автора, идеей текста;
- совершенствование приемов написания изложения с творческим заданием.
I. Слово учителя. Мы знаем, что написать изложение без анализа исходного текста невозможно. Что же входит в понятие анализа текста? С каких двух сторон можно анализировать текст? (Можно анализировать его форму и содержание.)
– Что же составляет форму текста? (Тип речи, стиль текста, композиция.)
– Что входит в понятие “содержание текста”? (Тема, проблема, идея текста.)
II. Чтение текста и словарная работа. (Дети карандашом выделяют слова, смысл которых им непонятен.)
– Какие слова при чтении оказались вам непонятны?
Красться – проходить куда-нибудь тайком, незаметно.
Растопырив – (разг.) расставить, раздвинуть в стороны, торчком.
Взъерошенный – от “ерошиться” – торчать, подниматься в разные стороны (о волосах, шерсти).
Ринуться – стремительно броситься, устремиться.
Жертвовать – подвергать опасности, поступиться кем-н., чем-н. ради чего-либо.
Попятился – медленно пошел назад, повернувшись спиной по направлению к движению.
Порыв – сильное мгновенное проявление какого-н. чувства, душевный подъем, сопровождающийся стремлением сделать что-н.
III. Анализ текста.
– Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– Каков тип текста? Почему вы так решили? (Это повествование, так как в тексте рассказывается о событиях.)
– Каков стиль текста? Докажите свое мнение. (Стиль художественный, так как в тексте встречаются различные тропы: эпитеты – взъерошенный, зубастый, жалкий; сравнение – камнем упал); олицетворения – голосок одичал, сила…сбросила его, перифразы – громадное чудовище, маленькая героическая птица.)
– Какова традиционная композиция любого произведения? (Вступление, основная часть, заключение.)
– Какие элементы композиции мы можем выделить в данном повествовательном художественном тексте? (Вступление: “Я шел по аллее сада. Собака бежала впереди…; завязка: “вдруг собака уменьшила свои шаги и начала красться”; развитие действия: “Собака медленно приближалась к упавшему воробышку”; кульминация: вдруг старый воробей камнем упал перед собачьей мордой, но его маленькое тело трепетало от ужаса”; развязка: “Трезор попятился, признал эту силу духа”; заключение: “Я благоговел перед маленькой птицей. Любовь… сильнее страха смерти”.)
– Вы, наверное, заметили, что в композиции нашего текста есть не совсем обычные части – вступление и заключение. Для понимания этого текста очень важны первое и последнее предложения, где содержатся мысли и переживания рассказчика, тот вывод, который он делает на основе увиденного. А это, как вы знаете, отличительная черта лирических произведений. Действительно, жанр произведения необычен. Оно представляет собой стихотворение в прозе. Поэтому героя-рассказчика, анализирующего увиденное, высказывающего свои мысли мы можем назвать лирическим героем.
IV. Составление плана текста.
План
- Возвращение с охоты.
- Необычное поведение собаки.
- Собака медленно приближалась.
- Старый воробей спасает свое детище.
- Трезор отступает.
- Любовь сильнее страха смерти.
V. Анализ содержания текста.
– Вспомните и дайте определение, что такое тема текста, его проблема и идея. (Тема – то, о чем произведение; проблема – вопрос, который ставит автор, который необходимо решить; идея – основная мысль произведения.)
– А теперь давайте вместе определим тему данного текста. (Тема текста – самоотверженная любовь старого воробья к своему детенышу, которая поразила лирического героя.)
– Теперь давайте поговорим о проблеме текста. Проблема – это всегда вопрос. У нас это вопрос, какой выбор пришлось сделать старому воробью? А был ли этот выбор у старого воробья? (Был: сидеть и радоваться на безопасной ветке или спасать.)
– Какой выбор делает старый воробей? (Спасает птенца.)
– Почему же он делает такой выбор? (Потому что любит.)
Запись в тетради: “Проблема текста – как поступить в ситуации, когда ты в безопасности, а любимому существу угрожает гибель?”
– К какой же мысли приводит нас автор? Какова идея произведения? Найдите в тексте предложение, где эта идея сформулирована.
Запись в тетради: “Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.”
– Как вы думаете, вывод автора относится к миру животных или к миру людей? (Это урок для человека.)
VI. Анализ языковых особенностей текста.
– Давайте вспомним тему нашего урока. Что значит “изложить близко к тексту”? (Пересказать, сохраняя языковые особенности текста: лексику – наиболее яркие, выразительные слова – и синтаксис – строение предложений.)
– Давайте теперь посмотрим, какими языковыми средствами пользуется автор для выражения темы, идеи, проблемы произведения. Для этого вспомним и назовем всех участников описанной ситуации. (Хозяин-рассказчик, собака, молодой воробей, старый воробей.)
– Кто из этих героев действует, а кто наблюдает за происходящим?
– Как показано, что хозяин собаки только наблюдает за происходящим? Обратите внимание на глаголы, описывающие его действия. (Возвращался, шел, глянул, увидал, поспешил отозвать (единственное активное действие), удалился, думал.)
– Какие слова показывают нам, что молодой воробей – лишь жертва и сам никаких действий не предпринимает? (Упал, сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.)
– Докажите, что собака была наступательной, агрессивной стороной. (Уменьшила шаги, начала красться, как бы зачуяв дичь, медленно приближалась, Трезор остановился, попятился.)
– Какие слова характеризуют поведение старого воробья, отчаянность его поступка? (Камнем упал, прыгнул два раза в направлении пасти, ринулся спасать, заслонил свое детище, жертвовал собою.)
– Посмотрите на выписанные глаголы. Кто из героев действовал решительнее всех? (Старый воробей.)
– А как отражается поведение героев в их портретных характеристиках, Найдите их.
(Молодой воробей: молодой, желтизна около клюва, пух на голове, беспомощно растопырив крылышки; собака: зубастая раскрытая пасть; старый воробей: черногрудый; взъерошенный, отчаянный жалкий писк, маленькое тело, трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип.)
– Чей портрет является самым подробным и почему? (Автор подробнее всего описывает старого воробья, потому что он проявляет героизм, самопожертвование во имя любви и потому что именно он помог понять главный закон жизни – “любовь сильнее смерти”.)
Когда вы будете воспроизводить текст, вы должны об этом помнить.
А теперь давайте обратим внимание на синтаксис.
– Найдите в тексте предложения с необычными знаками препинания – многоточиями, восклицательными знаками, скобками. (1. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки. 2. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! 3. Мой Трезор остановился, попятился… 4. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!)
– Почему в первом предложении появился знак “скобки”? Давайте попробуем убрать то, что в скобках, из предложения. Изменится ли смысл предложения? Можно ли без этой части обойтись?
– Почему же автор вставил в предложение эту часть? (В ней – причина падения птенца, таким образом автор лишний раз подчеркивает его пассивность, показывает его как жертву.)
– О чем говорит нам многоточие в третьем предложении? (О нерешительности действий собаки.)
– А для чего употреблено многоточие во втором предложении? (Оно помогает понять, что старому воробью пришлось преодолевать свой страх. Автор и на уровне синтаксиса показывает нам препятствие, которое преодолевал его герой.)
– Каким же знаком заканчивается это предложение? Почему его ставит здесь автор? (Он хочет показать, что в конце концов решение было принято, внутренняя победа над собой, над своим страхом одержана.)
– Какова роль восклицательного знака в конце четвертого предложения? (Передает ужас рассказчика и воробья.)
VII. Слово учителя.
– Итак, мы рассмотрели форму и содержание текста, а также лексические и синтаксические средства, которые помогают раскрыть его содержание. Еще раз вернемся к теме урока. Что из намеченного нам еще предстоит сделать? (Изложить и выполнить творческое задание.)
Решение поставленной в тексте проблемы выходит за пределы конкретного описанного случая, имеет обобщающий характер (то есть автор из конкретного случая с воробьем вывел закон жизни, общий для всех живых существ). Поэтому вам предстоит, помимо изложения текста, выполнить следующее творческое задание: вспомнить, приходилось ли вам встречаться в жизни (как участнику или наблюдателю) с проявлением любви и самопожертвования среди людей или животных, и описать этот случай.
VIII. Выставление оценок за урок.
IХ. Домашнее задание: подготовить материал для написания творческой части изложения.