Цели:
- познакомить учеников с новыми словами благодарности;
- научить благодарить в разных ситуациях;
- воспитать культуру речевого общения в школе, семье, общественных местах.
Ход урока
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, – подумай – не спеши.
В. Солоухин |
1. Вступительное слово
Учитель:
Здравствуйте!
Что особого тем самым мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Как бы вы ответили на вопросы , поставленные Владимиром Солоухиным в его стихотворении?
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор
Не всякий возглас в речи выжить мог
Но вот звучит во все века – спасибо
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных русских пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания “спаси бог” и родилось слово спасибо – одно из самых распространённых в русском языке этикетных слов.
– А в какой ситуации мы его употребляем? (В ситуации благодарности.)
– Каково лексическое значение слова благодарность?
Работа со словарем С.И. Ожегова.
(Запись в тетрадях.)
Выразить эти чувства помогают специальные слова. Назовите их.
(Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности.)
2. Исследовательская работа учащихся (домашнее задание)
Учащиеся наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей их жизни, и познакомили класс с результатами наблюдений.
Группа 1. Исследователи употребление слов благодарности в общественном транспорте.
Группа 2. Объект наблюдения – школа (столовая, раздевалка, библиотека)
Группа 3. Общение в магазине.
3. Формирование новых знаний, умений, навыков
Что вы знаете о вежливости? Сервантесу принадлежат слова: “Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.
– Почему вежливость ценится дорого? В чем проявляется настоящая вежливость?
4. Знакомство с речевыми формулами
– Исследователь русского речевого этикета Н.Формановская предлагала 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого.
Запись в тетрадь: Спасибо. Благодарю Вас.
Я вам многим обязана.
Как я вам благодарен.
Моя благодарность не знает границ.
Я вам многим обязана.
и др.
Вы ими будете постепенно овладевать. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них.
5. Знакомство со структурой ситуации благодарности
Структура состоит из 3-х компонентов:
- человек, которого благодарят;
- человек, который благодарит;
- услуга.
Упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев, например:
“ей царевна говорит:
“На ж, лети!” – и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, – сказала, -
Бог тебя, благослови…
Работа в группах. Представить любую ситуацию благодарности и разыграть её.
Практическая работа.
1) Составить диалоги по следующим ситуациям:
– ученик благодарит одноклассника за интересный диск;
– вы благодарите бабашку за вкусный обед
2) Выберите из 2-х вариантов правильный.
Задача 1
Вы едете в автобусе и попросили соседа прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберите из 2-х вариантов правильный:
– Благодарю. Моя благодарность не знает границ.
Задача 2
Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
– Спасибо, доктор.
– Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою
благодарность.
– Благодарю Вас.
Задача 3
Задача 4
3) Кто больше подберет вежливых слов к предложению:
4) Прочитайте стихотворение Б. Заходера “Очень вежливый индюк”
Был ли индюк в самом деле вежливым?
Объявился
В доме
Вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
– Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Научиться вежливости.
– Не стесняйся ты, осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!” -
Как ни бился он,
Однако
К индюку никто не шёл –
Ни корова,
Ни собака,
Ни хавронья,
Ни осёл.
– Сегодня мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи.
Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости.
Недаром в слове благодарность два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить добро.