Интегрированнй урок русского языка и литературы "Зима в изображении русских поэтов"

Разделы: Русский язык, Литература


Форма: интегрированный урок

Цели урока:

  • Обучающая:
    • продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русскому языку при работе с поэтическим текстом;
    • развивать культуру речи через активизацию словаря;
    • уметь находить в поэтическом тексте средства выразительности и работать с ними;
  • Развивающие:
    • создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
    • развитие связной речи учащихся, мышления;
    • развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителю;
    • воспитание интереса к русскому языку и литературе.

Оборудование:

  • распечатки стихотворений для каждого ученика

ТСО:

  • проигрыватель,
  • музыка П.И. Чайковского “Времена года”, “Зимние месяцы”

Предварительное домашнее задание: Мой рассказ о зиме” -- создание небольших рассказов- впечатлений, рисунков. Повторить стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”

Ход урока

Ребята, урок наш сегодня не совсем обычный: мы будем с вами заниматься не только литературой, но и русским языком. А вот о чем мы с вами будем говорить, я думаю, вы узнаете, послушав музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского)

Узнали композитора? Конечно, это Петр Ильич Чайковский, а о чем мы будем говорить с вами, поняли? О зиме. Тема нашего урока “Зима в изображении русских поэтов”

Проверка домашнего задания:

Но прежде чем мы приступим к работе, проверим домашнее задание, ведь вы тоже пытались изобразить зиму и в рисунке, и даже описать свои впечатления. (Рассказы ребят, показ и выставка рисунков) 5-7 минут.

Работа со стихотворениями:

О зиме нам замечательно рассказал великий русский поэт А.С.Пушкин. Вспомним стихотворение “Зимнее утро”, которое мы с вами учили. Кто желает его прочесть наизусть? ( Чтение стихотворения учеником)

См. ПРИЛОЖЕНИЕ

-- Какова тема стихотворения?

-- К какой лирике мы отнесем это стихотворение? ( Пейзажная лирика, напомнить ребятам, если они затрудняются с ответом)

-- Каким чувством проникнута первая строфа?

-- Выпишите из первой строфы обращения. Расскажите, что такое обращение и о знаках препинания при обращении.

-- Как рифмуются первые два стиха? (Парная рифма) Какие слова рифмуются? ( Чудесный – прелестный). Выпишите эти слова. Подчеркните орфограмму в этих словах. Как звучит орфограмма? ( Непроизносимая согласная) Запишите проверочные слова.

Итак, в первой строфе рассказывается о чудесном зимнем утре, а что же было вчера?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,-- запишите это предложение, объясните знаки препинания в нем, подчеркните основы предложения.

-- Какие они по наличию второстепенных членов предложения? (Нераспространенные)

-- Что вы можете сказать об обращении вечор? К какой лексике мы отнесем это слово? Какое звучание они придает стиху? Замените это слово общеупотребительным. Почему Пушкин использует обращение “вечор”, а не “вечер”? (чтобы сохранить размер)

-- А каким размером написано это стихотворение? (ямбом)

-- Что придает этот размер стихотворению? ( Простоту, задушевность)

-- Найдите в этом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпишите его. (вьюга) Сколько здесь звуков и букв? Почему количество звуков и букв не совпадает?

Итак, эти вчерашние и вьюга, и печаль, и уныние, кажется, были так давно, что впору о них и забыть. А что же сегодня? Сегодня совсем новая жизнь, с радостью, со светом и, может быть, с надеждой. Не зря ведь так хочется за порог, в поля, к реке. У Пушкина это стихотворение делится на две части. Противопоставление частей, или явлений, или звуков, или цвета в искусстве называется контрастом. А противопоставление в литературе называется антитеза (от греч. antithesis — противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Запишем определение в рабочую тетрадь по литературе.

-- А в русском языке как называются слова с противоположным лексическим значением? (Антонимы). Давайте подберем антонимы к словам: печальная -- …, зло--…, мутный---…, мрак--…. Какими частями речи являются эти слова?

-- А теперь давайте понаблюдаем, как у Пушкина в стихотворении выражен этот контраст? ( Ответы детей) Это, во-первых, контраст цвета, найдите его (мгла, мрачные тучи, желтое пятно луны и белый снег, ослепительное солнце), во-вторых, это контраст настроения (вчера печальная сидела, а сегодня приятно думать, и “печь трещит веселым треском”). И что же мы видим, что начало зимы—это не только событие в природе, но и событие в душевной жизни.

Начало зимы для души поэта – всегда событие, хотя для каждого оно свое. Давайте посмотрим, как отражено начало зимы в стихотворении В.Я. Брюсова “Первый снег”. Прочитаем его выразительно.

См. Приложение

-- Что же было вчера в этом стихотворении? (березки черно-голые) А что еще можно представить? (Ответы детей)

-- И вот выпал первый снег. И что же случилось с миром? Он стал волшебным.

Давайте запишем слова, которые определяют это волшебство: грезы, призраки, сны, мечтания, очарования. Как вы определите эту группу слов. Что это? (Синонимы). Вспомните, что такое синонимы. К какой части речи относятся эти слова?

Запишем предложение: Все предметы старой прозы волшебством озарены. Разберем это предложение по членам. Укажите орфограмму в слове, обозначающем сказуемое. Что мы можем сказать об этом корне? Можно ли проверять ее подбором однокоренных слов? Почему? Как звучит орфограмма?

-- Как понимаете слово –проза? Что это в литературе? А если не проза? То в литературе это стихи, а в жизни, что такое проза? А в жизни стихами что будет? ( Удивление и волшебство)

-- Что объединяет в стихотворении В. Брюсова зиму и волшебство? Найдите эту строчку в стихотворении (“ жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым”) Как вы ее понимаете?

Сколько раз вы наблюдали за падающим снегом? Знакома вам такая ситуация: вы в теплой комнате, смотрите в окно, а там за стеклом, медленно кружась, падают снежинки? Так же, как и вы, как и тысячи других людей, стоял у окна замечательный поэт, который умел все, что видел и чувствовал, превратить в могучий ритм прозы и музыку стиха. Поэт, с чьим творчеством вы еще познакомитесь, когда станете постарше, -- это поэт Борис Пастернак. Прочитаем стихотворение “Снег идет” .

Простые и очень красивые строки. Давайте разберем первую строфу. Объясните знаки препинания в этой строфе. Какое предложение первое? Это сложное предложение, Как оно построено? ( Повторяется) Почему автор использует прием параллелизма (Можно объяснить ученикам, что такое параллелизм)? Прием параллелизма создает впечатление непрерывности, длительности действия.

А теперь второе предложение первой строфы – оно какое? (простое) Итак сначала маленькое сложное, а потом – длинное простое, в котором есть все члены предложения. Назовите их. Зачем так много языкового материала?

Поэт рисует в одном предложении целый образ, используя метафору звездочки – снежинки и олицетворение цветы тянутся к этим звездочкам. Благодаря этим трем строчкам, мы опять видим чудо. Какое? Прочтите эти строчки стихотворения еще раз. (Читают 3 и 4 строфу)

Выпишите из этого стихотворения словосочетания прилагательное + существительное гл. слов.

Вспомните, что такое эпитеты. (Эпи́тет (от др.-греч. πίθετον — “приложенное”) — термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием (“горячо любить”), именем существительным (“веселья шум”), числительным (“первый друг”), глаголом (“желание забыться”)) .Какие определения здесь будут эпитетами? Почему?

И еще одно стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, – это стихотворение Николая Рубцова “Выпал снег”. Читаем выразительно. См. Приложение.

-- Какова тема этого стихотворения?

-- Каким чувством оно проникнуто?

Выпал снег – и все забылось, чем душа была полна!” А чем она могла быть полна?

-- Может быть, безнадежностью, тоской, чем-то грустным. А сейчас что стало с душой? “Сердце проще забилось” Как поняли эти слова?

Запишите предложение Снег летит на храм Софии, на детей, а их не счесть. Объясните знаки препинания. Чем являются слова на храм Софии, на детей? (Однородные члены предложения) Дайте определение – что такое однородные члены предложения?

-- Как можно объединить слова – храм, дети? Какие ассоциации у вас возникают? Храм, дети – это наше будущее, это надежда, это любовь. София – это мудрость, мать Веры, Надежды и Любви. Мудрость – это часто простота. Вот и сердце “проще вдруг забилось”.

-- Какие слова являются в этом стихотворении ключевыми? ( Снег летит по всей России, словно радостная весть)

-- Почему “весть радостная”? Как поняли этот эпитет?

Это весть о надежде, о вере, о любви, о прощении, о спасении человека и, может быть, всей России. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что стихи русских поэтов о природе, о зиме – это не только пейзажная лирика, но и философские размышления о себе, о человеке, о России. Это стихи об обновлении мира и прежде всего себя.

Домашнее задание:

  1. К уроку литературы – выучить понравившееся стихотворение о зиме В.Брюсова, Б. Пастернака или Н.Рубцова наизусть.
  2. К уроку русского языка – написать акростих “Снежинка” или мини – сочинение “Вид из моего окна зимой”