Цели урока:
Образовательные:
- формирование навыка правописания не с наречиями на - о, - е;
- проверка умения применять их на практике.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, к русскому языку,
- вырабатывать чувство ответственности.
Развивающие:
- развивать у учащихся творческие способности, монологическую речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Оборудование:
- картины русских художников о природе.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
II. Реализация домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?
- Каков самый отличительный морфологический признак наречия?
- Что общего у наречия с другими частями речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывают наречия?
- Какие степени сравнения есть у наречия?
- Как отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного в предложении?
- Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно?
- Перечислите случаи раздельного написания не с наречиями.
III. Закрепление.
1) Объяснительный диктант с заданием обозначить орфограмму «не с наречиями на - о, - е».
Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Деревни находилась не далеко от станции, а близко. Орел неподвижно парит в вышине. - Произведите синтаксический разбор первого предложения.
2) Индивидуальная работа.
А) Три ученика работают у доски, обозначают орфограмму «не с наречиями на - о, - е».
поступил нелепо | спросил невежливо | |||
прибил некрепко | говорил не быстро, а медленно | |||
написал небрежно | прибил некрепко | |||
ответил неверно | ||||
выглядел отнюдь не красиво | ||||
объяснил непонятно |
Б) Один ученик выполняет осложненное списывание.
- вместо пропуска вставить не слитно или раздельно
Улыбался он ... лукаво, а простодушно. К природным богатствам надо относиться ... расточительно, а бережливо. Они приходили сюда ... часто, но регулярно. ... ожиданно послышался шорох
3) Остальные - выборочный диктант.
- выпишите словосочетания глагол + наречия с «не».
Солнце немилосердно припекало. Грибы нередко выбирают затененные влажные места. Рассчитать не точно, а приблизительно. Задания выполнил небрежно.
Физ. минутка.
IV. Лексические упражнения
- что такое синонимы, для чего они используются в речи?
Игра «Кто быстрее?»
1) Записать наречия с синонимами.
- для чего употребляются синонимы?
Далеко (неблизко), тяжело (нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринужденно), спокойно (невозмутимо), легкомысленно (несерьезно).
2) Фразеологизмы.
Замените фразеологизмы наречиями. Как с луны свалился, как снег на голову (неожиданно, внезапно). Жить душа в душу (дружно). Комар носа не подточит (безукоризненно). Как по маслу (хорошо, неплохо). Как с гуся вода (все нипочем).
V. Графический диктант.
Учитель объясняет задание, раздает листочки, затем читает предложения; учащиеся ставят знак + (слитно), - (раздельно).
- Пришлось неожиданно познакомиться.
- Знакомство его далеко не приятно.
- Новые знакомства в лесу происходят не редко, а часто.
- Калитку, отворив чуть-чуть, выходит девушка несмело.
- Бесшумно, торжественно и неторопливо текут воды реки.
- Незаметно зажглась алая полоска зари.
- Идти было ничуть не страшно.
- Поступить нелепо.
- Высказаться негодующе.
- Взлететь совсем не высоко.
VI. Работа по учебнику (упражнение 195)
VII. Пять человек читают на доске стихотворение
Природа неслышно уходит от нас,
Уходит, как девочка с праздника взрослых.
Уходит. Никто ей вдогонку не послан,
Стыдливо и молча уходит от нас.
В. Шефнер.
Задание: перечитать строки стихотворения В. Шефнера, написать мини-сочинение о бережном отношении к природе, употребив наречия на - о, -е с не.
VIII. Итог урока.