Цель: развитие аналитического мышления, познавательной активности, творческих способностей в ходе организации работы учащихся с предложенным текстом и заданиями различной сложности.
Задачи: закрепить и систематизировать знания учащихся о деепричастии; формировать навык грамотного правописания, умение анализировать текст.
Эпиграф к уроку:
Берегите эти земли, эти воды,
Далее малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.Евгений Евтушенко
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1. Приложение 1
II. Сообщение темы и целей урока
Работа с эпиграфом. (Тема урока и эпиграф выведены на интерактивной доске.)
Выразительно прочитайте эпиграф. Обратите внимание на пунктуацию. О чем пойдет речь на нашем уроке?
III. Работа по теме урока
- Записать примеры и подготовить устное монологическое высказывание “Деепричастие как часть речи”.
- Индивидуальная работа учащихся по карточкам-тестам (на отдельных листочках).
- Коллективная работа – словарный диктант. (У обычной доски.) Правописание НЕ с деепричастиями, причастиями, глаголом.
– Как пишется НЕ с перечисленными частями речи?
– Записав слова, подумайте: в сочинении на какую тему можно использовать данный словарный ряд?
Не задумываясь о последствиях, не растопчет муравейник, трава не вытоптана, не коснулась рука человека, неистовствуя в море, не защищенные от стоков реки, не вырвав с корнем, неосушенное болото.
- Проверка устного ответа, рецензия на него.
Слайд 2
- Работа с текстом. (Текст распечатан для каждого ученика и выведен на интерактивной доске.)
Цель: закрепление навыков правописания и выделения знаками препинания причастного оборота.
Я, планета Земля, обращаюсь к вам мои дети! Провозгл...сив себя хозяевами пр...роды вы забыли что я ваша Мама. Запуская ракеты и взрывая ядерное оружие вы покрываете мою кожу – почву – (не)зажива...щими язвами. Вырубая огромные площ...ди лесов и уничтожая р...стения вы губите мои легкие. Вы загрязня...те водоемы забыв что ручьи мои вены, а реки артерии. Остановитесь, огл...нитесь вокруг... Вдыхая ар...мат цветов вслушиваясь в шелест дождя любуясь чистотой наступающ...го утра вспомните что эту радость дарю вам я! |
- Вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания. (Работают поочередно 2–3 ученика у интерактивной доски, используя зеленый цвет маркера. Затем работа проверяется и допущенные ошибки исправляются красным цветом.)
- Одновременно один ученик выполняет синтаксический разбор выделенного синим цветом предложения из текста у классной доски.
- Коллективный анализ текста:
– Какие проблемы поднимает автор?
– Какова его позиция и через какие
художественные средства она раскрывается?
– В каком предложении, на ваш взгляд, заявлена
авторская позиция?
– Какой композиционный прием лежит в основе
текста? Каково его назначение?
– Согласны ли вы с точкой зрения автора? Почему?
(Учащиеся должны прийти к выводу, что тема данного текста – бережное отношение к природе. Она раскрывается через такие художественные средства, как олицетворения, метафоры, экспрессивная лексика. Автор глубоко озабочен данной проблемой. Чтобы привлечь внимание читателя, пробудить его чувства, он использует антитезу.)
Дома вы будете писать сочинение-рассуждение по данному тексту. План подобной работы можно посмотреть в речевом словаре.
- Тест:
Закрепление умения построения предложения с деепричастным оборотом. (Работа с применением интерактивной доски. Учащиеся путем перемещения интерактивных фрагментов текста должны правильно составить предложения с деепричастными оборотами.)
Слайд 3
– В чем особенности строения предложений с деепричастным оборотом? В процессе выполнения работы правильный вариант записывается. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
- Бездумно обращаясь с природой,
Повышается уровень Мирового океана.
Образовываются озоновые дыры.
Неестественно быстро гибнут животные и растения.
Человечество стремительно приближается к собственной гибели.
- Только полюбив свою планету,
Не вырастут горы мусора,
В городах появится много растительности,
Люди смогут сделать ее прекрасной.
Водоемы станут зеркально чистыми.
7. Какими морфологическими признаками различаются деепричастия в записанных предложениях? Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного видов?
Слайд 4
Выборочно-распределительный диктант: закрепление навыка распознавания видов деепричастия. (Работа с применением интерактивной доски: перемещение интерактивных объектов.)
Задание: создать две группы слов: -в-, -я-, совершенный вид, несовершенный вид:
загрязняя, вытоптав, осушив, испытывая, взорвав, сжигая, засорив, удобряя, нарушая, навредив, загазовывая. уничтожив.
Слайд 5
Тестовый контроль (готовимся к ЕГЭ). Задания выведены на интерактивной доске.
Укажите грамматическую ошибку:
1) наступая на муравейник;
2) поймав мотылька;
3) бросав в контейнер;
4) разжигая костер.
Укажите грамматическую ошибку:
1) опустив обожженные ветви;
2) задыхаясь от выхлопных газов;
3) исчезнув с лица Земли;
4) испугая лесных обитателей.
8. Слайд 6
Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой. (Исправленный вариант текста выведен на следующей странице интерактивной доски.) Записать предложения, заменив, где это возможно, глаголы деепричастиями, графически объяснив орфограммы и пунктограммы.
Земля – космическое тело, а мы космонавты, совершающие полет. Мы летим на нашем корабле и сознательно разрушаем систему жизнеобеспечения, отравляем реки, вырубаем леса, истребляем животных. Мы увлеченно создаем искусственные ценности и не задумываемся, чем может кончиться этот полет.
IV. Подведение итогов
Обращение к эпиграфу. Слайд 7.
V. Домашнее задание
Написание сочинения “Пока планета еще жива...”.