Урок по русскому языку в 8-м классе "Неопределённо-личные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающая:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
  • Дать понятие определенно-личных предложений;
  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая: развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

  • прививать любовь к русскому языку;
  • формировать у старшеклассников определённые качества, дающие возможность быть востребованными на рынке труда, самоопределиться профессионально и социально.

Оборудование: Приложение № 1 – презентация, приложение № 2 – карточки.

Ход урока.

1 слайд.

1. Организационный момент.

2. Словарный диктант.

Ровесник, сверстник, героизм, подлинный, гениальный, аттестат, делегат, поражать, режиссёр, конгресс, иллюминация, комиссия. (Двое учащихся работают по программе “Фраза”)

2 слайд

После записи проводят самопроверку, оценивают свои работы.

3. Работа со словарным словом.

- Со словом комиссия составьте словосочетание и предложение. Приёмная комиссия. Комиссия расследовала это дело.

3 слайд

4. Повторение:

  1. В чём состоит главное отличие предложения от словосочетания?
  2. Что называется грамматической основой предложения?
  3. Какие предложения бывают по цели высказывания, интонации.
  4. На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
  5. На какие группы делятся простые предложения по строению грамматической основы?

4 слайд

5. Закрепление изученного:

- Расскажите об односоставных и двусоставных предложениях, используя предложенные схемы.

Сообщение темы урока и целей.

(Создание проблемной ситуации с помощью вопроса-задания)

- Перед нами термин “Определённо-личное предложение”. Какую информацию мы можем получить, опираясь на этот термин?

- Какое лицо совершает действие в этих предложениях? (Определённое)

- Поскольку в таких предложениях нет подлежащего, как можно увидеть (определить) это лицо? (По сказуемому, точнее по окончанию сказуемого – глагола)

- Окончания каких глаголов указывают на определённое лицо? (Обращаем внимание на запись)

5 слайд

1 лицо – я верЮ, мы верИМ
2 лицо – ты верИШЬ, вы верИТЕ
3 лицо – он(она) верИТ, они верЯТ

Вывод: на лицо достаточно определённо указывают окончания глаголов 1 и 2 лица.

- Какие же односоставные предложения с главным членом – сказуемым называются определённо-личными? (С сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица)

6 слайд

6. Исследование текста.

Задание: Прочтите текст, найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выпишите из них глаголы и определите, в какой форме они употреблены.

Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений?

Омлет с сыром.

  1. Разогрейте масло в сковороде, поджарьте лук до золотистого цвета. Добавьте картофель и горошек, готовьте 2-3 минуты, помешивая. Тем временем разогрейте духовку.
  2. Поместите полученную смесь в емкость для запекания и добавьте яйца. Готовьте 2-3 минуты в духовке. Добавьте ломтики сыра.
  3. Запекайте омлет при высокой температуре, пока сыр не запечется до золотистого цвета. Приправьте и подавайте с зеленым салатом.

Ответы учащихся:

  1. В предложении есть только один главный член – сказуемое.
  2. Все глаголы данного текста употреблены во 2 лице, множественном числе, будущем времени;
  3. Эти предложения односоставные, в них имеется только один главный член предложения – сказуемое.

7 слайд

Проанализировать информацию на слайде

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений

Способы выражения сказуемого

1. Люблю грозу в начале мая…

Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр.

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр.

3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр.

4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья.

Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр.

5. Напиши мне письмецо!

Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Вывод о строении о/л предложений:

  • В о/л предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.
  • Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду (предложение 4), Что ты стоишь (предложение 2) и т.д.
  • Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.

Работа по учебнику: стр. 86 прочитать правило. Упр. 183 выполняют 4 ученика.

Остальные работают в группах.

Создаются три группы, которым предлагается задание исследовать текст:

  • Выписать из текста определенно-личные предложения;
  • Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1 группа:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузьмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: “Попотчуй и его благородие”. Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: “Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее”.

Швабрин побледнел как мертвый. “Государь, - сказал он дрожащим голосом… - Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит”.

“Веди ж меня к ней”, - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. “Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей”.

Я затрепетал. “Так ты женат!” - сказал я Швабрину, готовясь его растерзать.

- Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, - продолжал он, обращаясь к Швабрину - не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

  • Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.
  • Назвать главных героев повести.
  • Найти в предложениях обращения, с какой целью они употреблены? Являются ли обращения членами предложения? Найти в тексте устаревшие слова и подобрать к ним синонимы.

2 группа

Этот почтенный гражданин находился уже на исакиевском мосту. Он, прежде всего, осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом. Он почувствовал. Как будто бы с него разом свалилось десять пуд; Иван Яковлевич даже усмехнулся. Вместо того чтобы идти брить чиновничьи подбородки, он отправился в заведение с надписью: “Кушанье и чай”, как вдруг заметил в конце моста квартального надзирателя благородной наружности, с широкими бакенбардами, в треугольной шляпе, со шпагою. Он обмер; а между тем квартальный кивал ему пальцем и говорил:

- А подойди сюда. Любезный!

Иван Яковлевич, зная форму, снял издали еще картуз и, подошедши проворно, сказал:

- Желаю здравия вашему благородию!

- нет, нет, братец, не благородию; скажи-ка, что ты там делал, стоя на мосту?

- Ей-богу, сударь, ходил брить, да посмотрел только. Шибко ли река идет.

- Врешь, врешь! Этим не отделаешься. Изволь-ка отвечать!

- Я вашу милость два раза в неделю, или даже три, готов брить без всякого прекословия, отвечал Иван Яковлевич.

- Нет, приятель, это пустяки! Меня три цирюльника бреют, да еще и за большую честь почитают. А вот изволь-ка рассказать, что ты там делал?

  • Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.
  • Кто является главным героем произведения?
  • Найти в тексте устаревшие слова. С какой целью они использованы? Можно ли подобрать к ним синонимы из современного русского языка.

3 группа

“Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба…. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…”

  • Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.
  • Назвать имя главного героя.
  • Найти в тексте слова, которые употребляются в разговорной речи.
  • Как они характеризуют главного героя?

7. Подведение итогов урока.

  • Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
  • Какие предложения называют определенно-личными?
  • В каких стилях речи могут использоваться определенно- личные предложения?

9 слайд

Дома:

Стр. 86 правило, упр. 184.