Цель:
- повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы);
- расширить знания учащихся в области фразеологии;
- закрепить умения пользоваться словарями разных типов;
- подготовка к итоговой аттестации в новой форме.
Оборудование:
- фразеологический словарь А.И.Молоткова;
- большой толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова;
- выставка книг по разделу;
- электронный тренажер, экран, проектор;
- DVD-проигрыватель;
- портрет Н.В.Гоголя
Ход урока
I. Орфографическая разминка
Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…од…леть пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил …десь бе…выездно.
II. Работа по теме урока
1.Слово учителя
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.Вяземский.
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.
Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф):
Вода + не разлить = водой не разольешь
Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь;
Как, провалиться, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.
Так из словосочетаний рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют свои прежние значения, становясь фразеологизмом.
Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологизмов различные. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, загадок, литературных произведений (Страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
С ними мы встретились впервые в 6-м классе. Последующие уроки русского языка, предлагаемая литература (учебники и словари разных типов, том Детской энциклопедии “Я познаю мир”, “Занимательная грамматика” А.Т.Арсирия, книга “Подумай и ответь”, словарик крылатых слов и выражений, материалы стендов в кабинете русского языка и многое другое), несомненно, поможет вам повысить уровень общих знаний, проникнуть в тайны истории, откроет страничку античной мифологии.
Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.
2. Запись под диктовку:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название, еще драгоценнее самой вещи. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Это высказывание великого писателя России Н.В.Гоголя подчеркивает красоту и богатство русского языка.
Задания:
а) подобрать синонимы к слову дивишься
б) найти в толковом словаре значение слова язык; определить, однозначное
оно или многозначное; привести примеры фразеологизмов с данным словом.
3.Словарная работа:
Лексика, -и, ж.(от греч. leksjkos – словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская л. Диалектная л. Л. Пушкина.
Лексинон, -а, м.(от греч. leksjkon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин)
Лексикология, -и; ж.(от греч. leksjkos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.
Лексема, -ы; ж. (от греч. lekjs – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.
4.Выполнение упражнения (по учебнику)
Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы развит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю.Ороховацкий).
Задания:
а/сформулировать основную мысль текста;
б/сделать синтаксический разбор второго предложения;
в/объяснить правописание слова объединять, разобрать по составу.
5. По страницам русской истории.
“Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится”, – говорят в народе. Действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто – в глубокой древности. Знание таких выражений обогащает речь, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться, а знание происхождения их открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
Вам было дано задание с помощью толкового словаря или сборников образных слов и иносказаний объяснить происхождение одного-двух фразеологизмов. Итак, по страницам русской истории. (Дети объясняют происхождение разных фразеологизмов).
6.Игры
а)Эта игра требует от вас не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А класс должен назвать его (засучив рукава; как в воду опущенный; водить за нос; хлопать ушами и т.д.);
б) “Рисунки-подсказки”. На столе лежат карточки с изображением различных предметов (рисунки головы, рук, ног, глаз, ушей и т.д.). Данные рисунки должны вам напомнить фразеологизмы, в которых упоминаются эти предметы;
в) “Что это?” Загадки-шутки.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Ее проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
III. Работа с текстом (подготовка к итоговой аттестации в новой форме)
1.Чтение текста (проецируется на экране)
(1)На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (2)Я думаю:
зачем бередить прошлое? (3)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (4)Все ушло навсегда – хорошее и плохое – плохое не жалко, а хорошего не вернешь. (5)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
(6)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (7)Бегу по лестнице. (8)В заулке озираюсь по сторонам. (9)Никого нет. (10)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
(11)Дом выдался из посада вниз, к реке. (12) Как во сне подхожу к нашей березе. (13)Здравствуй. (14)Не узнала меня? (15)Высокая стала. (17)Муравьи бегают по стволу. (18)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (19)Вершина стала выше трубы. (20)Не бели, пожалуйста, пиджак. (21)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. (22)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (23)Оборвали мы у тебя два больших корня. (24)Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживешься под зимним окном. (25)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (26)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (27)А где ты взяла эту силу под зимним окном? (28)Надо же так вымахать! (29)Уже выше отцовского дома!
(30)Надо быть современным! (31)И я отталкиваюсь от березы, как от ядовитого дерева.
(32)Скоро надо уезжать из Тимонихи. (33)И так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины!
(34)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
2.Выполнение тестовых заданий (задания на каждой парте)
2.1.Какова главная мысль прослушанного текста?
1.Пока человек живет, он не чувствует
своей собственной жизни.
2.Плохое не жалко, а хорошее не вернешь.
3.Нет на свете места лучше родного края.
4.Надо быть современным.
2.2.В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1(4). 2(5). 3(30). 4(33).
2.3.К какому стилю и типу речи относится текст?
1.Художественный; повествование с
элементами рассуждения и описания
2.Разговорный стиль; повествование с элементами
рассуждения и описания
3.Публицистический стиль; рассуждение
4.Художественный стиль; описание с элементами
рассуждения
2.4.Какое из предложений связано с предыдущим при помощи синонимов?
1(3). 2(5). 3(22). 4(27).
2.5.Какое значение имеет слово мир в тексте (предложение 33)?
1.Отдельная область Вселенной, планета.
2.Объединенная по каким-нибудь признакам
человеческое общество, общественная среда,
строй.
3.Отдельная область жизни, явлений, предметов.
4.Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
2.6.В каком слове буква Е обозначает звук /Э/ (предложение 34)?
1.Почему-то. 2.Совсем. 3.Исчезали. 4.Меняющемся.
2.7.Каков способ образования слова ядовитый (предложение 31)?
1.Суффиксальный. 2.Бессуффиксальный. 3.Сложение основ. 4.Приставочный.
2.8.Какой частью речи является слово хорошее (предложение 4)?
1.Существительное 2.Наречие 3.Прилагательное 4.Причастие
2.9.В составе какого сложного предложения есть придаточное времени?
1(18). 2(24). 3(26). 4(34).
2.10.Какая характеристика предложения №5 является верной?
1.Сложносочиненное предложение 2.Сложноподчиненное предложение 3.Сложное бессоюзное предложение 4.Простое предложение
3. Развитие речи учащихся.
Сочинение-миниатюра на тему: “Нет на свете места краше родного края” (по информации прочитанного текста) под песню В.Шаинского и М.Рябинина “Родительский дом”.
IV.Обобщение. Подведение итогов.
Мы сегодня убедились, что именно во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной литературы многим обязаны фразеологии, этим “перлам, самородкам и самоцветам родного языка”, по образному выражению профессора А.И.Ефимова. “Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск”,– отмечал Т.А.Арсирий. Совершенно очевидно, что знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Даже обладая сравнительно большим запасом слов, мы можем оказаться в жалком и смешном положении, напрасно пытаясь выразить более сложную мысль (это самое, так сказать).
Сегодняшний урок, надеюсь, обогатил ваш фразеологический запас, научил лучше, свободнее пользоваться этим богатством в речи. Только в таком случае наша речь станет яркой, образной.
У вас на руках оценочный лист со всеми этапами сегодняшнего урока. Мы уже имеем опыт работы с ними. Пусть каждый из вас оценит свою работу по каждому этапу, а внизу отметит один, который помог ему расширить кругозор.
Оценочный лист
№ |
Этапы урока |
балл |
1 |
Орфографическая разминка |
|
2 |
Работа по теме урока: а/запись под диктовку и задания к ней; |
|
3 |
Работа с текстом: а/чтение текста; Итоговый балл |
V. Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему: “Нет на свете места краше родного края”.