Тип урока: урок развития речи
Цель: уметь редактировать текст с речевой ошибкой “повтор-недочет”.
Задачи.
1. Продолжать формировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте.
Формировать знания о разных видах повтора.
Формировать умения различать разные виды повтора.
Продолжить формирование специальных умений (находить “данное” и “новое” в предложениях; определять, с помощью чего связаны предложения в тесте).
2. Развивать самостоятельное мышление.
Развивать умение выделять главное.
Развивать речь учащихся.
3. Формировать уважительное отношение к русскому языку как сложноустроенному живому организму.
Формировать уважительное, толерантное отношение друг к другу (работа в парах, в группах).
Оборудование: учебник Русский язык 6 класс под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008; карточки, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор
Ход урока
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подготовимся к выполнению работы над ошибками, которые вы допустили в сочинении, написанном на прошлом уроке. Откройте тетради для работ по развитию речи, ознакомьтесь с результатами.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Почему к этой работе нужно готовиться? Потому что исправлять мы будем не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и те, которые подчеркнуты волнистой линией и вынесены на поля буквой “Р” - речевые ошибки. Вы, наверное, заметили, что в ваших работах наиболее распространенная речевая ошибка – повтор. Допустив несколько подобных ошибок, вы не получите оценку “отлично” за содержание письменной работы. Что же делать?
Ответы учащихся (научиться не допускать повторов, узнать все о повторе).
Этап изучения нового материала.
Вот мы и подошли к определению темы и цели урока. Откройте рабочие тетради и запишите дату, тему и цель урока (слайд 2).
Посмотрите на экран (слайд 3). Перед вами 3 утверждения, какое из них правильное? Не противоречат ли они друг другу? Посовещайтесь, обсудите в парах.
- Повтор – это одно из средств связи предложений в тексте.
- Повтор является стилистическим приемом, который используется для выделения основной мысли.
- Повтор придает речи однообразность, монотонность и является недочетом.
Ответы учащихся.
И тем не менее все эти высказывания верны (слайд 4), и сейчас вы в этом убедитесь. Давайте поработаем с 3 текстами. Прочитайте и запишите в тетрадь первый из них. Во всех текстах объясните орфограммы.
(слайд 5) Дворец Трех Толстяков стоял
посреди огромного парка. Парк был окружен
глубокими каналами. Над каналами висели черные
железные мосты. Мосты охранялись дворцовой
стражей… (Ю.Олеша)
Ответы учащихся.
Какой это из видов повторов? (средство связи предложений в тексте – норма (слайд 6)).
Текст №2, та же работа.
(слайд 7) Я люблю гостей. Я люблю смеяться… Я люблю ходить в зоопарк. Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин. Я много чего люблю. (по В.Драгунскому)
Ответы учащихся.
Обратите внимание на то, как начинается и как заканчивается текст. О чем текст, на что автор ставит логическое ударение? С помощью чего достигается выразительность речи?
Этот вид повтора – стилистический прием (слайд 8).
Текст №3 (слайд 9)
Я оттолкнул челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде. От челнока по ровной глади озера пошли круги.
Ответы учащихся.
Есть ли необходимость в таком повторе или его можно заменить другим средством связи? Значит, это повтор-недочет, речевая ошибка (слайд 10).
Итак, мы познакомились с тремя видами повтора. В конспектах в разделе “Речь” начертите схему “Виды повтора”. Сравните со схемой на экране (слайд 11).
Этап первичной проверки усвоения знаний.
Так что же надо уметь, чтобы не допускать речевых ошибок? – Различать виды повтора.
Неслучайно я прошу вас несколько раз перечитывать ваше сочинение или изложение. Допустим, вы нашли в черновом варианте повтор-недочет. Что нужно сделать? – Исправить. – То есть отредактировать. А как можно избежать повтора-недочета? – заменить другим средством связи.
Вернемся к тексту №3 (слайд 12). Отредактируйте текст самостоятельно и запишите в тетрадь (в слабом классе можно вначале вспомнить другие средства связи). Зачитайте и назовите, чем вы заменили повторы.
Ответы учащихся.
Проверьте себя (слайд 13).
Этап закрепления знаний.
Один способ назвали. Другие находим в учебнике на стр. 128-129. Пробуем применить знания на практике, учимся редактировать текст – упр. 288. Те, кто считает, что могут выполнить задание посложнее, редактируют текст из упр. 289.
Ответы учащихся.
Осталось проверить, как работает повтор – стилистический прием. Устно (слайд 14).
Узнайте сказку по началу:
В одном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец (Н. Носов) “Незнайка в Солнечном городе”. Повтор подчеркивает, что речь идет именно о коротышках. Продолжите следующий текст. Для чего повтор здесь?
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Ответы учащихся.
Параллельная связь предложений в тексте может особо подчеркиваться их одинаковым началом и концом. Пример текста с одинаковым концом найдем в “Сказке о Мальчише-Кибальчише” А.Гайдара:
Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают летчики – привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – привет Мальчишу!
Контроль и проверка.
Давайте поработаем в группах (можно предложить учащимся задания следующего характера):
- Спишите текст, вставляя вместо точек синонимы из скобок. Не забывайте, что каждое слово точно передает содержание.
Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже… А они все … Птица качнет ветку – и … с нее листья.
(Потекут, осыпалась, падают и падают)
- Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным.
1.Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.
2.Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.
3.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.
Для выбора: новичок, новосел, животные.
Ко мне на день рождения пришли подруги. Сначала я угостила подруг чаем с пирожными и конфетами. Потом мы посмотрели интересный фильм. Когда фильм закончился, мы начали танцевать. Когда нам надоело, мы стали играть в школу.
Когда вернулись родители, гости стали расходиться по домам.
Запишите отредактированный вариант.
Ответы учащихся.
Этап подведения итогов.
Давайте подведем итоги. Продолжите, пожалуйста, фразы (слайд 15).
Этап информирования о домашнем задании.
Мне тоже понравилось сегодня работать. На следующий урок вы придете с выполненным домашним заданием. Каким? – выполнение работы над ошибками. Как будете ее выполнять? – помимо традиционной работы, нужно отредактировать текст (слайд 16).
Этап оценивания.
Благодарю за работу, надеюсь, за анализ сочинений вы получите “5”. Оценки за урок.