Цели урока:
- обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения;
- формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Мы уже знакомы с обособлением, встречались с ним при изучении причастных и деепричастных оборотов.
Но самую большую группу обособленных членов образуют согласованные и несогласованные определения. Сегодня мы познакомимся с общими условиями обособления определений.
На доске пример:
На улице дул холодный ветер, и я повязал на шею свой уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.
Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.
- свой шарф,
- заношенный шарф,
- шарф из верблюжьей шерсти.
Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением.
Давайте вспомним, что называется определением?
Какие типы определений вы знаете?
Какие называются согласованными? (определения, которые согласуются с главным в роде, числе, падеже)
Какие называются несогласовннными? (здесь несогласованное определение, выраженное существительным с предлогом +прилагательное)
А сейчас распределительный диктант:
Светловолосый мальчик, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, обрывистый берег, мамина книга, привычка моргать, мальчик семи лет.
Слуховой диктант: предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?
- Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
- Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.
- Ее преследовала мечта уйти в барханы.
Творческое задание
Преобразуйте записанные на доске предложения в предложения с обособленными согласованными определениями, выраженными причастными оборотами:
Предложения запишите, подчеркните определения.
- Слышен шум падающей птицы.
- В затухающий костер мы стали класть тонкие сухие ветки.
- Пробегавшая мимо девушка показалась мне знакомой.
- Едва слышимый голос мне показался знакомым.
2. Объяснение нового материала:
1) Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение.
2) Взъерошенный, немытый, кот имел вид дикий и странный.
Где здесь определения?
Чем они различаются? (распространенные и нераспространенные)
А почему они на письме выделены запятыми?
Потому что распространенные и нераспространенные определения, стоящие перед определяемым словом обособляются, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.
3) Альпинисты, усталые до последней степени, не могли продолжить свое восхождение.
Почему здесь произошло обособление? (причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется)
4) Кот, взъерошенный, немытый, имел вид дикий и странный.
Определения, выраженные однородными согласованными определениями, стоящими после определяемого слова, обособляются.
5) Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и заснул.
(В данном предложении мы отделили запятыми причастный оборот, т.к. распространенное согласованное определение относится к личному местоимению.)
Что такое обособленные члены предложения?
Это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается с помощью интонации обособления и выделительных пауз.
Обособленные члены содержат дополнительную информацию и могут быть как одиночными, так и распространенными.
6) Сейчас подует ветер, резкий, неприятный.
Театр осаждало молодое поколение, буйное, напористое.
(Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше, и они стоят позади определяемого существительного, в особенности, если перед ним уже есть определение.)
7) Атаман, в плаще, верхом на вороной лошади, смотрел вдаль.
( несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются, если им придается большая самостоятельность, т.е. они дополняют, уточняют представление)
8) Мальчик, стриженый, в серой блузе, подал стакан чаю.
(несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются:
А) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями.
9) Человек, с оборванною полою и до крови оцарапанный, искал место.
Б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами.
3. Тест. Готовимся к ЕГЭ.
Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:
А) запятую перед И;
Б) запятую после И;
В) знаки расставлены верно.
- Теперь она разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.
- Длинные доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.
- Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.
- Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе, на запад.
- Сильно била волною вздыбленная река, уже схваченная ледком у берегов.
- Большой двор, усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осенней изморосью.
Приложение Обособленные члены предложения.
4. Разминка:
используя данную картинку, составьте предложение с обособленными определениями.
5. Домашнее задание:
- повторить обособление несогласованных определений;
- повторить материал о СПП с придаточными определительными.