1. Организационный момент (психологический настрой).
-Прежде чем мы начнём урок, на минутку закройте глаза и пожелайте себе и своим близким самого хорошего.
-Что украшает человека? (улыбка). Улыбнитесь друг другу.
-А что облагораживает человека? (труд).
Давайте проверим, всё ли на месте, всё в порядке: ручки, книжки и тетрадки.
И так мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
а) Разминка “ Да” или “ Нет” - В алфавите 33 буквы
-Слово щука пишется с буквой Ю - Гласный звук образует слог -В слове конь- 3 буквы -В слове словарь - букв больше, чем звуков. О чём будем говорить на уроке?
б) Тренировочные упражнения (о чём моё правило в стихах) что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только подсказать Как согласную читать (ь как показатель мягкости согласного) Слева от меня - согласный Справа - е, ё, и, ю, я Чтобы не было слиянья Разделил их ловко я (разделительный ь)
3. Сообщение темы урока
-Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием слов с разделительным Ь и Ъ для обозначения мягкости согласных.
4. Минутка - чистописания.
- А сейчас мы совершим воображаемое путешествие в мир звуков “Пишу красиво” - спишите аккуратно, не спеша, правильно соединяя элементы букв.
5. Словарная работа (работа в парах)
-Выпишите из словаря слова с ь, но только, чтобы они отвечали на вопросы Кто? Что? т.е. являлись именем существительным.
Мальчик, тетрадь, учитель, учительница.
-Подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.
-В стране звуков и букв, каждый звук имеет свой “костюмчик”, а каждая буква свою “одежду”.
Так, что в этой стране “костюмчики” - звуковые, а “одежды” - буквенные.
-Звуко - буквенный анализ слова
в) Составьте предложение с этими словами Мальчик радуется приходу весны. - Найдите основу предложения.
6. Систематизация и повторение.
а) Игра “Доскажи словечко” Раскрывает почки в зелёные листочки Деревья одевает, посевы поливает Движения полна
Зовут меня - весна.
-Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает от зимнего сна. Недаром поэты называют весну “утром года”, а композиторы воспевают её в своей музыке. Вы слышите музыку, которую написал замечательный, великий композитор П.И. Чайковский и назвал “Времена года”.
-Весна: Я пришла к вам не одна, а со своими друзьями.
Угадайте, кто они
б) Загадки о месяцах
Март
Замер лес в прозрачной дымке, На деревьях тают льдинки. С веток падает капель, И слышна синицы трель.
Апрель
Снег сошёл, запахло трелью, Прокатился в небе гром. Муравьи под старой елью, Всем семейством строят дом.
Май
Дружно лопаются почки, Распускаются листочки. На траве роса дрожит, Лось за радугой бежит.
-Подумайте и скажите, какое слово может быть лишним?
Почему?
в)Чтение стихотворения о месяце (апрель).
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
(На какие правила встретились слова в стихотворении?)
г) Выборочное списывание (работа в парах) выпиши слова с ь Апрель, капель, ручьи, муравьи.
-подчеркните орфограмму - допишите по одному слову
д) Игра “Найди лишнее” (устно). Почему? Веселье, радость, здоровье, любовь, счастье, жизнь.
7. Творческая работа.
а) Прочитайте слова:(почки, солнце, грачи, соловьи, ручьи) вы должны составить мини-сочинения о весне, используя опорные слова.
б) Чтение сочинений учащихся
8. Рефлексия.
-Я так радуюсь, видя, как вы замечательно справились со своими заданиями. Что мы испытываем, когда радостно и хорошо?
(счастье)
-Назовите слова, в которых встречается Ь.
Семья, друзья.
Приложение