Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Цели урока:
-
Знать: предлог как часть речи;
-
Уметь:
- видеть, находить предлоги среди других частей речи;
- отличать производные предлоги от непроизводных предлогов;
- правильно различать на письме слитное и раздельное написание предлогов;
- уметь выполнять морфологический разбор предлога по схеме.
Оборудование: мел, доска, тетради, цветные фигурки для разбивки с написанными предлогами, цветные карточки для анализа урока, подготовленный заранее макет книги «Личное дело – ПРЕДЛОГ», мультимедийный проектор, таблички с целями и задачами урока.
Оформление места: стулья расставлены в классе в виде трёх кругов, на столах стоят горшки с цветами,
Основная идея: командам предлагается ряд заданий, которые они выполняют сообща. За работой команд следит жюри, выбранное из класса, возможно самовыдвиженцы, т.е. те ребята, которые уверены в своих силах и считают, что тема «Предлог» ими изучена хорошо.
Примечание:помните, сначала ребята – жюри сами проверяют работы команд и только когда учитель видит, что он готов, выдаёт правильный КОД (ответ) выполнения задания. По итогам жюри тоже получают оценку в журнал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс делится на три команды, жеребьёвка проходит по цветным карточкам, на котором написаны разные три предлога (вблизи, в течение, под)
II. Слово учителя.
Как вы думаете, о чём идёт речь? «Личное дело» – собрание документов, относящихся к какому-нибудь факту или лицу. (Сергей Иванович Ожегов «Словарь русского языка»). Правильно, это личное дело каждого. А как вы думаете, ребята, что содержится «личном деле» каждого человека? (работа с классом)
Подведём итог вышесказанному. «Личное дело» содержит следующие странички.
Страницы личного дела: (выведены на макете «Личное дело – ПРЕДЛОГ»)
- Характеристика
- Отзывы
- Достижения
- Место работы
- Личное фото
- Заключение (подведение итогов урока)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
(через мультимедийный проектор даются цели урока).
IV. Работа над изучаемой темой (теория/практика).
Слово учителя.
Итак, переходим к первой страничке нашего «личного дела».
1-я СТРАНИЧКА. Характеристика «Предлог как часть речи».
Командам выдаётся лист А4 с вопросами о понятии ПРЕДЛОГ – Характеристика «Предлог как часть речи».
Задача: за отведённое время правильно ответить на вопросы.
- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи?
- Раскрыть понятие – предлог.
- Продолжите предложение: предлоги бывают…
- Чем различаются производственные предлоги от непроизводственных?
- Роль предлогов?
2-я СТРАНИЧКА. «Отзывы»
Командам предлагается определить, какой частью речи является слово «СОГЛАСНО», «НАВСТРЕЧУ», «НА ВСТРЕЧУ» в следующих сочетаниях.
Согласно вашим указаниям; дитя гулять согласно; они живут согласно; собака бежала навстречу; (на)встречу с братом не рассчитывай; (на) встречу утренним лучам шагаю я.
КОД: причастие, краткое причастие, наречие, наречие. Существительное, предлог
3-я СТРАНИЧКА. «Достижения»
Каждый участник команды по цепочке выполняет задание третьей странички, а именно делает, где необходимо, соединение и вставляет пропущенные буквы.
- (не)смотря на привычку;
- (в)месте с голосами, (в)месте затмения;
- указать (на)подобие фигур, что-то (на)подобие;
- (на)встречу мальчикам, (в)виду дождя;
- (на)счёт в банке, (на)счёт работы;
- (в)роде моём трусов не было;
- (на)встречу с мальчиками;
- (в)отношение вопроса, (в)след каретам.
КОД:
- с
- с, р
- р, с
- с, с
- р, с
- р
- р
- р, с
4-я СТРАНИЧКА. «Место работы»
Задание для команд: обозначить в тексте производные предлоги.
Мимо леса по обычному асфальту навстречу друг другу шли автомашины. В глубине леса сумрак сгущался до темноты.
Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса? Быстро мчится машина вдоль зелёной стены. По привычке поворачиваю голову влево, чтобы увидеть знакомый лес.
Весь белый, кружевной от инея, лес виден со стороны дороги насквозь.
КОД: мимо, навстречу, в течение, мимо, вдоль.
5-я СТРАНИЧКА. «Личное фото»
На столах лежат заранее заготовленные карточки с картинками, фразы которых содержат предлоги. Командам предлагается выполнить морфологический разбор 2-х предлогов по рабочей схеме.
V. Подведение итогов урока.
Детское жюри, которое проверяло все работы команд, суммирует баллы и объявляет победителей! Для того чтобы сделать анализ для всего класса, можно воспользоваться цветными карточками 2-х цветов.
Красная карточка – мне всё понравилось на уроке, стал лучше разбираться в теме, после выполнения предложенных упражнений;
Зелёная карточка – я доволен уроком, но остались вопросы по изучаемой теме, нужна консультация с учителем.
(работа класса с карточками, резюме учителя)