Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Неопределенная форма глагола"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Исследовать и открыть особенности глаголов неопределённой формы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с существенными признаками глаголов неопределённой формы
  2. Развивать монологическую речь и умение ставить вопросы что делать? что сделать?
  3. Обогащать словарный запас учащихся
  4. Повышать интерес к изучению русского языка
  5. Воспитывать чувство бережного отношения к красоте окружающей среды

 Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимидийная презентация,
  • фрагмент “Вальса цветов” П.И.Чайковского,
  • раздаточный материал для рефлексии урока.

Психологический настрой на урок.

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”)

Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным –
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительно прекрасным.

(Слайд № 2)

Повторение изученного. Интервью.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Глагол”.

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке? Поделитесь своими мыслями.

Я предлагаю вам вспомнить, что вы уже знаете о глаголе?

(Слайд № 3)

Введение в тему урока.

(Слайд № 4)

Внимательно прочитайте слова на экране.

Что объединяет их?

Разделите их на несколько групп по 2-м признакам одновременно.

(время, орфограмма)

 (Слайд № 5 )

Проверка.

– Орфограмма непроизносимая согласная в корне слова, глаголы стоят в форме настоящего времени, отвечают на вопрос –что делают?

– Орфограмма безударная гласная в корне слова, глаголы стоят в форме будущего времени.

– Орфограмма – написание слов с разделительным Ъ знаком, глаголы стоят в форме прошедшего времени.

Изучение нового материала

Возникновение проблемной ситуации. (Побуждение к формулировке учебной проблемы)

Что интересного заметили? Какое слово лишнее? Почему?

Какой частью речи оно является?

Что это за глагол?

В форме какого числа он стоит?

В форме какого времени стоит глагол МЕЧТАТЬ?

Может кто-то догадался, что мы должны сегодня исследовать на уроке?

(Глаголы, у которых нельзя определить форму числа и времени)

На какие бы вопросы об этих глаголах вы бы хотели получить ответ?

Может кто-то предположит, как они будут называться.

(Глаголы у которых нельзя определить форму числа и времени)

Открытие новых знаний.

Выпишите со слуха из текста глаголы.

Приятно слушать звонкую песню жаворонка.

Машине нужно увезти мусор.

Дети рады посадить выращенные цветы у школы.

Беречь красоту родной природы – это долг каждого!

Слушать, увезти, посадить, беречь.

(Слайд № 6)

На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов. Назовите их.

Это суффиксы.

Что вы можете сказать сейчас о глаголах неопределённой формы?

Как вы будете отличать глаголы в неопределённой форме?

Что же можно сказать про глагол мечтать?

Послушайте сказку ученика про неопределённую форму глагола.

В древние времена употребляли глаголы только в неопределённой форме, не изменяя их ни по числам, ни по родам, ни по временам. Но это было очень неудобно.

Однажды к царю приехал гонец и доложил: “Вражеское войско идти к нашим границам”… Царь не понял: напали враги на его государство или только собираются?

И с той поры по приказу царя глаголы стали изменяться по временам и числам. А неопределённую форму, от которой произошли другие формы глаголов, стали называть начальной формой глагола.

Закрепление нового материала.

Игра “Лови ошибку”

Я всё называю глаголы неопределённой формы, если услышите ошибку, то должны поднять руку.

Ходить, кость, косить, кровать, сесть, носить, скатерть, плести, нести, когти, грызть, держать, лошадь, петь, стричь, стеречь.

Физминутка.

Теперь ваша задача не только находить, а образовывать глаголы неопределённой формы.

Я вам предлагаю имена существительные, вы должны образовать и записать однокоренные глаголы, стоящие в неопределённой форме. Суффиксы выделить.

Проверка.

(Слайд № 7)

Повторение изученного.

В мире много разных цветов. Один из них это ландыш, занесённый в Красную книгу. О ландыше сложено много легенд. Послушайте одну из них.

Юноша по имени Ландыш так плакал о покинувшей его возлюбленной Весне, что слёзы его превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в алый цвет. Вот такая красивая и грустная история.

Я вам предлагаю составить и записать про этот цветок текст из предложений.

(Слайд № 8) Проверка. (Слайд № 9)
 

Как можно озаглавить этот текст?

Я предлагаю вам обратить внимание на второе предложение.

Какие виды заданий можно выполнить с этим предложением?

– Разобрать по членам предложения и указать части речи.

– Выделить и объяснить орфограммы.

– Сделать морфологический разбор существительного капельки.

– и т. д.

Я предлагаю вам на выбор одно из трёх.

(Слайд № 10)

Задание по выбору. Проверка.

(Слайд № 11)

Итог урока.

Сегодня исследование глаголов заканчивается.

Что вы узнали о неопределённой форме глагола?

Рефлексия.

Попробуйте оценить себя. У вас на столах в конвертах цветы трёх оттенков.

Красный – я всё понял и мне на уроке было интересно и познавательно.

Жёлтый – я всё понял, но не совсем уверен. На уроке было интересно и познавательно.

Синий – мне не всё понятно, требуется помощь со стороны учителя или одноклассников, хотя на уроке было интересно.

(Слайд № 12)

Цветы, как люди, на добро щедры
И щедро, нежность людям отдавая
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.

Домашнее задание по выбору

(Слайд № 13)

Пожелание от учителя

(Слайд № 14)

(Приложение к уроку спрашавайте у автора)