Цели:
- Закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;
- Повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, развитие навыков грамотного письма, устной и письменной речи учащихся.
- Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, линейка, карточки с заданиями, названия станций. Презентация.
Ход урока
Класс поделен на 4 команды.
Оргмомент.
1. Город Приветск.
“Здравствуйте – это мы” (участники придумывают название команды)
2. Станция Словарно-географическая.
2.1. География – на каждую букву слова подобрать существительные мужского и женского рода (2-3 сущ.).
“Г” георгин, гарь, гвоздика;
“Е” ель, енот, еда;
“О” осень, окунь, океан;
“Г” гвоздь, гиря, грусть;
“Р” рысь, рот, река;
“А” арбуз, астра, апрель;
“Ф” финик, фокус, флора;
“И” игла, индеец, икра;
“Я” яма, якорь, янтарь.
2.2. Существительные-географические названия распределить по родам:
Азимут, координата, расстояние, масштаб, север, юг, полюс, река, озеро, город, Москва, Байкал, Сургут, море, Обь, родник, компас, параллель, глобус, долгота, ось.
Привал: назвать существительные – географические понятия 1,2 склонения.
3. Гавань География-Морфология.
3.1. Написать правильно слово, найти и указать объект на географической карте, определить географические координаты.
1 команада: (Вв)ороне…;
2 команда: (Ээ)льбру…;
3 команда: (Бб)о/а…йкал;
4 команда: Санкт-(Пп)…тербур…
3.2. Составить предложения, используя названия географических объектов:
1 команда: простое побудительное предложение
“Сургут – Санкт-Петербург”;
2 команда: простое вопросительное предложение
“Озеро Байкал – Черное море”;
3 команда: простое повествовательное предложение
“Северный полюс – Северный Ледовитый океан”;
4 команда: простое повествовательное с
однородными членами “река Обь, река Иртыш”.
4. Город Богатство речи.
Составить рассказ о маршруте своего путешествия, используя как можно больше имен существительных по географической тематике:
1 команада: Сургут – Краснодар;
2 команда: Сургут – Москва;
3 команда: Сургут – Байкал;
4 команда: Сургут – Северный полюс.
Привал: назвать по 5 примеров имен собственных м.р., ж.р., ср.р.
5. Станция Русь координатная.
Каждая команда получает карточку с координатами и заданиями по русскому языку. По сигналу каждый член команды выполняет одно задание.
Учитывается скорость и правильность выполнения задания.
Географические координаты | Географический объект | Задание по русскому языку | |
Широта | Долгота | ||
48о с.ш. | 45о в.д. | Подобрать к именам сущ.подходящие по смыслу имена прилагательные (не менее трех) | |
65о с.ш. | 61о в.д. | ||
62о с.ш. | 130о в.д. | ||
62о с.ш. | 32о в.д. | ||
52о с.ш. | 132о в.д. |
Ключ к зад.5:
Географические координаты | Географический объект | Задание по русскому языку | |
Широта | Долгота | ||
48о с.ш. | 45о в.д. | город Волгоград | Подобрать к именам сущ.подходящие по смыслу имена прилагательные (не менее трех) |
65о с.ш. | 61о в.д. | гора Народная | |
62о с.ш. | 130о в.д. | город Якутск | |
62о с.ш. | 32о в.д. | озеро Ладожское | |
52о с.ш. | 132о в.д. | река Амур |
Привал: Привести примеры фразеологических оборотов, где есть имена существительные – географические понятия и названия.
(Ни в городе Богдан ни в селе Селифан, Москва слезам не верит, идти в гору, пуп земли, сирота казанская, уехать в Тмутаракань и т.д.)
6. Станция Наградная.
Подведение итогов. Награждение.
Домашнее задание: составить кроссворд “География-Морфология”.