Интегрированный урок в 6-м классе (география + русский язык) по теме "Имена существительные на географической карте"

Разделы: География, Русский язык


Цели:

  • Закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;
  • Повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, развитие навыков грамотного письма, устной и письменной речи учащихся.
  • Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, линейка, карточки с заданиями, названия станций. Презентация.

Ход урока

Класс поделен на 4 команды.

Оргмомент.

Слайд № 1

1. Город Приветск.

Слайд № 2

“Здравствуйте – это мы” (участники придумывают название команды)

2. Станция Словарно-географическая.

Слайд № 3

2.1. География – на каждую букву слова подобрать существительные мужского и женского рода (2-3 сущ.).

“Г” георгин, гарь, гвоздика;
“Е” ель, енот, еда;
“О” осень, окунь, океан;
“Г” гвоздь, гиря, грусть;
“Р” рысь, рот, река;
“А” арбуз, астра, апрель;
“Ф” финик, фокус, флора;
“И” игла, индеец, икра;
“Я” яма, якорь, янтарь.

Слайд № 4

2.2. Существительные-географические названия распределить по родам:

Азимут, координата, расстояние, масштаб, север, юг, полюс, река, озеро, город, Москва, Байкал, Сургут, море, Обь, родник, компас, параллель, глобус, долгота, ось.

Привал: назвать существительные – географические понятия 1,2 склонения.

3. Гавань География-Морфология.

Слайд № 5

3.1. Написать правильно слово, найти и указать объект на географической карте, определить географические координаты.

1 команада: (Вв)ороне…;
2 команда: (Ээ)льбру…;
3 команда: (Бб)о/а…йкал;
4 команда: Санкт-(Пп)…тербур…

Слайд № 6

3.2. Составить предложения, используя названия географических объектов:

1 команда: простое побудительное предложение “Сургут – Санкт-Петербург”;
2 команда: простое вопросительное предложение “Озеро Байкал – Черное море”;
3 команда: простое повествовательное предложение “Северный полюс – Северный Ледовитый океан”;
4 команда: простое повествовательное с однородными членами “река Обь, река Иртыш”.

4. Город Богатство речи.

Слайд № 7

Составить рассказ о маршруте своего путешествия, используя как можно больше имен существительных по географической тематике:

1 команада: Сургут – Краснодар;
2 команда: Сургут – Москва;
3 команда: Сургут – Байкал;
4 команда: Сургут – Северный полюс.

Привал: назвать по 5 примеров имен собственных м.р., ж.р., ср.р.

5. Станция Русь координатная.

Слайд № 8

Каждая команда получает карточку с координатами и заданиями по русскому языку. По сигналу каждый член команды выполняет одно задание.

Учитывается скорость и правильность выполнения задания.

Географические координаты Географический объект Задание по русскому языку
Широта Долгота
48о с.ш. 45о в.д.   Подобрать к именам сущ.подходящие по смыслу имена прилагательные (не менее трех)
65о с.ш. 61о в.д.  
62о с.ш. 130о в.д.  
62о с.ш. 32о в.д.  
52о с.ш. 132о в.д.  

Ключ к зад.5:

Географические координаты Географический объект Задание по русскому языку
Широта Долгота
48о с.ш. 45о в.д. город Волгоград Подобрать к именам сущ.подходящие по смыслу имена прилагательные (не менее трех)
65о с.ш. 61о в.д. гора Народная
62о с.ш. 130о в.д. город Якутск
62о с.ш. 32о в.д. озеро Ладожское
52о с.ш. 132о в.д. река Амур

Привал: Привести примеры фразеологических оборотов, где есть имена существительные – географические понятия и названия.

(Ни в городе Богдан ни в селе Селифан, Москва слезам не верит, идти в гору, пуп земли, сирота казанская, уехать в Тмутаракань и т.д.)

6. Станция Наградная.

Слайд № 9

Подведение итогов. Награждение.

Домашнее задание: составить кроссворд “География-Морфология”.