Подготовка к сочинению-рассуждению в 6-м классе. Работа с текстом по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему сложна и требует большого внимания от учеников, умения находить верные доказательства, правильно формулировать тезис и делать выводы. Эту работу мы проводим в группах. Ребята делятся на 3 группы по 3 человека. Каждой группе предлагается свой текст, тематически связанный с темой урока, и задания к нему, которые помогут собрать материал к сочинению.

В начале урока учитель проводит инструктаж по работе и указывает на важность работы каждой группы. В тетрадях ученики составляют таблицу, которая заполняется материалами своего текста и текстов, проанализированных другими группами.

Основная мысль. 1.

2.

3.

Доказательства. 1.

2.

3

Вывод.  

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ.

Внимательно прочитай свой текст и выполни задания после него.

Передай сжато содержание своего текста товарищам по группе и будь готов пересказать текст другим группам, которые его не видели. Твой пересказ должен содержать только основную информацию и должен быть понятен слушателям.

Выслушай сообщения, подготовленные учениками других групп и сделай соответствующие записи в таблице.

Просмотри все сделанные записи и определи, сможешь ли ты по ним написать сочинение по данной теме. Если тебе не всё понятно, попроси уточнить некоторые записи.

ТЕКСТ 1. Прочитай текст. Определи его тему.

РОДИНА

С чего начинается Родина? Не сразу отвечает человек на это. Для каждого из нас - с чего-то своего, личного. Один представляет себе небо юга, кипарисы, пальмы. Другой вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовёт Архангельский край, отсюда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвёртый - таёжный лес Сибири: Для Тургенева Родина начиналась в Спасском-Лутовинове, с широких орловских полей, с простого умного русского крестьянина. Для Льва Толстого- с ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию и своё отношение к ней.

(По М. Ростовцеву)

Запишите основную мысль текста.

Выпишите собственные имена существительные.

Выпишите ключевые слова, по которым можно будет восстановить текст.

Один из учеников группы пересказывает текст, предлагая записать основную мысль и ключевые слова, по которым можно воспроизвести текст и составить ряд доказательств.

Ученикам одной из групп предлагается передать содержание прослушанного текста, чётко назвать основную мысль и привести доказательства, используя записанные ключевые слова.. Таким образом развивается умение внимательно слушать и отбирать материал.

Аналогично идёт работа и по другим текстам.

ТЕСТ 2. Прочитай текст. Определи его тему.

РОДИНА

Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. (По В. Пескову)

Запишите основную мысль текста.

Выпишите собственные имена существительные.

Выпишите ключевые слова, по которым можно будет восстановить текст.

Чему учит нас автор текста?

ТЕКСТ 3. Прочитай текст. Определи его тему.

РОДИНА

Родина - могучее слово. Родина для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём. Какой смысл вкладываем мы в это слово? Родина - это вся наша страна, её огромные просторы.

С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая на земле. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.

Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, зелёными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной. (По Н. Михайлову)

Запишите основную мысль текста.

Выпишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Выпишите ключевые слова, по которым можно будет восстановить текст.

Какие чувства вызывает у нас автор этого текста? Почему?

В заключение группам предлагается устно составить один текст по данной теме, используя записи. Остальные выслушивают, комментируют, исправляют, дополняют.

На дом ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение о Родине.