Цели урока:
Обучающие цели:
- Научить детей составлять словосочетания, предложения, текст;
- Повторить сведения о распространенных и нераспространенных предложениях;
- Помочь детям определять изобразительно-выразительные средства.
Развивающие цели:
- Развивать умение видеть красоту природы, способность ее ценить и беречь;
- Развивать речь учащихся, возможность передать словами то, чем наполняется душа;
- Развивать умение слушать чужую речь, обогащать свою речь за счет высказываний других.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать любовь к родной природе, к ее скромной, неброской красоте;
- Воспитывать любовь к родному языку, внимательное отношение к родному слову.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целевая установка
Итак, жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. Если сравнить жизнь с великолепным дворцом со многими залами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий “тронный зал”, – это зал, в котором царствует природа. Это зал удивительных волшебств. Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают обожженную за лето листву. Кажется, что стволы темнеют, они устали и хотят спать. Неугомонные мелкие паучки с невероятной скоростью плетут паутины, и ты, не видя, срываешь их ловушки.
Особенно радостны почему-то птицы. Кто-то собирается в дорогу, кто-то, отъевшись за лето, готовится к зиме, а молодые выводки необычайно активны, порхают, дерутся. Они еще не знают, что такое зима и не ждут от нее козней.
На склонах, в высокой траве, стремительно проносятся ящерицы. Только шуршание и покачивание травы выдает их присутствие. Еще летают пчелы. Их мало, а полет их тяжел и благостен. Одинокая бабочка покачивается на тяжелом цветке репейника. Она может так долго сидеть, сложив крылья, что, кажется, не взлетит уже никогда.
И небо – пронзительно голубое, высокое, с уходящим ввысь солнцем. Эта праздничная осенняя акварель пробудет недолго, затем краски сменятся на более холодные тона, набухнут и станут угрюмыми. А пока тепло, светло, все доживает, торопится, и грустно, что тепло не заберешь в зиму.
Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед природой, перед той ролью, которую она играет в жизни человечества. Награждённый даром понимать природу, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Открытия, которые мы делаем в природе, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Так пусть наблюдения за природой помогут нам совершить маленькие открытия. И у каждого из нас это будет своё открытие, а кто-то сделает самое важное открытие – откроет самого себя.
III. Работа с презентацией
1 слайд
Работа в группах:
1-я группа: Выпишите нераспространенные предложения.
2-я группа: Найдите эпитеты, метафоры. Какую роль они играют в тексте?
2 слайд
1. Выразительное чтение стихотворения.
Беседа по вопросам:
2. С помощью каких изобразительных средств автор создает образ кленовых листьев?
3. Какое сравнение использует он? Раскройте лексическое значение этого слова.
3 слайд
1-я группа: Работает по заданию в презентации.
2-я группа: Работает за компьютерами: нарисовать осенние листья разных деревьев.
3-я группа: Из принесенных листьев составляют букеты. Дают название букету и его описание.
IV. Физкультминутка. Игра «Словесный мяч»
Учитель бросает небольшой мяч ученику в руки, тот возвращает его или передает другому, придумав определение по темам:
- Осень:
- Лист:
- Небо:
Учащиеся записывают понравившиеся определения и стараются не пропустить мяч
Ребята, сегодня на уроке мы собираем материал для ваших сочинений по теме: «Листопад»
Нужно не только вдуматься в тему сочинения, определить основную мысль, но найти такие слова и выражения, чтобы сочинение было ярким, образным.
На предыдущем уроке мы провели экскурсию в природу, где наблюдали за листопадом по плану
- Цвет осенних листьев.
- Движение падающих листьев.
- Запах осенних листьев.
- Самый красивый лист.
5. О чем шепчутся облетающие листья
V. Проверка домашнего задания:
2-3 ученика читают сочинения-миниатюры по одному из пунктов плана.
1-я группа – следит за логичностью, последовательностью, выразительностью речи своих одноклассников.
2-я группа – за выполнением грамматического задания (учащимся нужно употребить в работе изобразительно-выразительные средства).
VI. Работа у компьютеров
Посмотрим работы ребят, которые рисовали на компьютере. Защита рисунка. (Ребята продолжают собирать материал.)
VII. Работа флористов
Ученики знакомят присутствующих со своими букетами, икэбаной: кто образнее, ярче опишет свое творение.
VIII. Работа с презентацией
4 слайд
Работа с деформированном текстом.
Вопрос: Как падают листья в тихую и в ветреную погоду?
Работа по разноуровневым заданиям на слайде.
IX. Подведение итогов
Ребята зачитывают материал, который они отобрали за урок: словосочетания, предложения, эпитеты, метафоры.
X. Задание на дом по выбору:
- Написать сочинение по теме:
а) «Разговор падающих листьев»;
б) «Путешествие осеннего листа». - Работа с учебником «Русская речь» Е.Н. Никитиной:
Упр №28 (составьте на основе записи текст)
Благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке.