Урок развития речи в 5-м классе по русскому языку "Листопад"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие цели:

  1. Научить детей составлять словосочетания, предложения, текст;
  2. Повторить сведения о распространенных и нераспространенных предложениях;
  3. Помочь детям определять изобразительно-выразительные средства.

Развивающие цели:

  1. Развивать умение видеть красоту природы, способность ее ценить и беречь;
  2. Развивать речь учащихся, возможность передать словами то, чем наполняется душа;
  3. Развивать умение слушать чужую речь, обогащать свою речь за счет высказываний других.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать любовь к родной природе, к ее скромной, неброской красоте;
  2. Воспитывать любовь к родному языку, внимательное отношение к родному слову.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целевая установка

Итак, жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. Если сравнить жизнь с великолепным дворцом со многими залами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий “тронный зал”, – это зал, в котором царствует природа. Это зал удивительных волшебств. Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают обожженную за лето листву. Кажется, что стволы темнеют, они устали и хотят спать. Неугомонные мелкие паучки с невероятной скоростью плетут паутины, и ты, не видя, срываешь их ловушки.

Особенно радостны почему-то птицы. Кто-то собирается в дорогу, кто-то, отъевшись за лето, готовится к зиме, а молодые выводки необычайно активны, порхают, дерутся. Они еще не знают, что такое зима и не ждут от нее козней.

На склонах, в высокой траве, стремительно проносятся ящерицы. Только шуршание и покачивание травы выдает их присутствие. Еще летают пчелы. Их мало, а полет их тяжел и благостен. Одинокая бабочка покачивается на тяжелом цветке репейника. Она может так долго сидеть, сложив крылья, что, кажется, не взлетит уже никогда.

И небо – пронзительно голубое, высокое, с уходящим ввысь солнцем. Эта праздничная осенняя акварель пробудет недолго, затем краски сменятся на более холодные тона, набухнут и станут угрюмыми. А пока тепло, светло, все доживает, торопится, и грустно, что тепло не заберешь в зиму.

Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед природой, перед той ролью, которую она играет в жизни человечества. Награждённый даром понимать природу, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Открытия, которые мы делаем в природе, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Так пусть наблюдения за природой помогут нам совершить маленькие открытия. И у каждого из нас это будет своё открытие, а кто-то сделает самое важное открытие – откроет самого себя.

III. Работа с презентацией

(приложение)

1 слайд

Работа в группах:

1-я группа: Выпишите нераспространенные предложения.

2-я группа: Найдите эпитеты, метафоры. Какую роль они играют в тексте?

2 слайд

1. Выразительное чтение стихотворения.

Беседа по вопросам:

2. С помощью каких изобразительных средств автор создает образ кленовых листьев?

3. Какое сравнение использует он? Раскройте лексическое значение этого слова.

3 слайд

1-я группа: Работает по заданию в презентации.

2-я группа: Работает за компьютерами: нарисовать осенние листья разных деревьев.

3-я группа: Из принесенных листьев составляют букеты. Дают название букету и его описание.

IV. Физкультминутка. Игра «Словесный мяч»

Учитель бросает небольшой мяч ученику в руки, тот возвращает его или передает другому, придумав определение по темам:

  1. Осень:
  2. Лист:
  3. Небо:

Учащиеся записывают понравившиеся определения и стараются не пропустить мяч

Ребята, сегодня на уроке мы собираем материал для ваших сочинений по теме: «Листопад»

Нужно не только вдуматься в тему сочинения, определить основную мысль, но найти такие слова и выражения, чтобы сочинение было ярким, образным.

На предыдущем уроке мы провели экскурсию в природу, где наблюдали за листопадом по плану

  1. Цвет осенних листьев.
  2. Движение падающих листьев.
  3. Запах осенних листьев.
  4. Самый красивый лист.

5. О чем шепчутся облетающие листья

V. Проверка домашнего задания:

2-3 ученика читают сочинения-миниатюры по одному из пунктов плана.

1-я группа – следит за логичностью, последовательностью, выразительностью речи своих одноклассников.

2-я группа – за выполнением грамматического задания (учащимся нужно употребить в работе изобразительно-выразительные средства).

VI. Работа у компьютеров

Посмотрим работы ребят, которые рисовали на компьютере. Защита рисунка. (Ребята продолжают собирать материал.)

VII. Работа флористов

Ученики знакомят присутствующих со своими букетами, икэбаной: кто образнее, ярче опишет свое творение.

VIII. Работа с презентацией

4 слайд

Работа с деформированном текстом.

Вопрос: Как падают листья в тихую и в ветреную погоду?

Работа по разноуровневым заданиям на слайде.

IX. Подведение итогов

Ребята зачитывают материал, который они отобрали за урок: словосочетания, предложения, эпитеты, метафоры.

X. Задание на дом по выбору:

  1. Написать сочинение по теме:
    а) «Разговор падающих листьев»;
    б) «Путешествие осеннего листа».
  2. Работа с учебником «Русская речь» Е.Н. Никитиной:
    Упр №28 (составьте на основе записи текст)

Благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке.