Цель: научить грамотно писать слова с о-ё после шипящих.
Знать: содержание блока “Правописание о-ё после шипящих”.
Уметь:
- Грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи;
- Правильно интонировать слова с о-ё после шипящих.
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.
Оборудование: блок “О-Ё после шипящих”,карточки, репродукция картины К. Ф. Юона “Августовский вечер. Последний луч.”, тетради со словарными словами.
План урока.
1. Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: восстановить в памяти учащихся содержание блока.
Учитель: Задание первое. Перед вами своеобразная копия вашего блока. Но в ней не хватает примеров. Ваша задача – вписать словосочетания. Проведём соревнование: кто быстрее справится с заданием.
3. Работа с текстом по картине К. Ф. Юона “Августовский вечер. Последний луч”.
Учитель: Предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом.
(Раздаём карточки).
Перед вами репродукция великолепной картины К. Ф. Юона “ Августовский вечер. Последний луч”. Давайте познакомимся с текстом.
Задания для работы:
Прочитайте текст (один ученик читает вслух ).
Докажите, что это текст.
Определите стиль текста.
Докажите свою точку зрения. Обратите внимание на образные средства языка.
Выполните задания.
Уровень № 1.
Пользуясь блоком-таблицей, объясните правописание о-ё после шипящих.
Расставьте, если нужно, запятые.
О чём (________) ты думаешь, глядя на картину Юона?
Почти прошёл (____________) ещё (_____) один августовский день. Солнце играет последним лучом (_____), и кажется, что кто-то зажёг (_________) костёр из жёлтых (________) цветов.
В стареньком домике жизнь течёт (_____) медленно и спокойно. Нет золочёных (___________) приборов и парчовой(_________) скатерти. Жёсткие (___________) стулья, чёрные(_) от времени, помнят шорохи (________) платьев, увлечённые (__________) беседы, во время которых горячо (_____) горели щёки (___________) смущённых (___________) девчонок (_________) от приглушённого (____________) голоса их отца.
Когда солнце уходит за горизонт, становится свежо(_________) и под отчётливые (_____) звуки фортепиано слышится шёпот (___) листвы.
Уровень № 2.
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей.
Расставьте, если нужно, запятые.
О ч_м ты думаешь, глядя на картину Юона?
Почти прош_л ещ_ один августовский день. Солнце играет последним луч_м, и кажется, что кто-то заж_г костёр из ж_лтых цветов.
В стареньком домике жизнь теч_т медленно и спокойно. Нет золоч_ных приборов и парч_вой скатерти. Ж_сткие стулья, ч_рные от времени, помнят ш_рохи платьев, увлеч_нные беседы, во время которых горяч_ горели щ_ки смущ_нных девч_нок от приглуш_нного голоса их отца.
Когда солнце уходит за горизонт, становится свеж_ и под отч_тливые звуки фортепиано слышится ш_пот листвы.
Уровень № 3.
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте, если нужно, запятые.
О ч_м ты думаешь, глядя на картину Юона?
Почти прош_л ещ_ один августовский день. Солнце играет последним луч_м, и кажется, что кто-то заж_г костёр из ж_лтых цветов.
В стареньком домике жизнь теч_т медленно и спокойно. Нет золоч_ных приборов и парч_вой скатерти. Ж_сткие стулья, ч_рные от времени, помнят ш_рохи платьев, увлеч_нные беседы, во время которых горяч_горели щ_ки смущ_нных девч_нок от приглуш_нного голоса их отца.
Когда солнце уходит за горизонт, становится свеж_ и под отч_тливые звуки фортепиано слышится ш_пот листвы.
4. Работа по развитию речи.
Цель: формирование орфоэпических навыков.
Учитель: Иногда мы наблюдаем странные вещи: человек, умеющий писать, не умеет правильно говорить, его произношение совершенно не совпадает с орфоэпическими нормами. Давайте попробуем разобраться в подобной ситуации. Обратимся к тетрадям со словарными словами и прочтём предложения, соблюдая указанные ударения.
На картине К. Ф. Юона изображён чудесный августовский вечер.
Приручённый щенок не заходит в дом.
Под заходящими лучами солнца деревянные стены дома кажутся бурыми, словно проржавевшими.
5. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжили изучение наречий. Мы вспомнили содержание блока “О-Ё после шипящих”, с которым мы познакомились ещё в 5 классе. Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие положения этого блока, поработали с текстом по картине Юона,продолжили работу по обнаружению и исправлению орфоэпических ошибок.
6. Домашнее задание.
Цель: продолжить работу по усвоению содержания блока.
Выполнить карточку.
Вставьте пропущенные буквы.
Парч_вый, грош_вый, груш_вый, морж_вый, ковш_вый, дириж_р, стаж_р, ухаж_р, маж_р, ретуш_р, печ_м, плеч_м, врач_м, грач_м, кирпич_м, девч_нка, бумаж_нка, нож_вка, ноч_вка, собач_нка, ш_лк, ж_лоб, ш_пот, ш_рох, получил ож_г, ож_г руку, разж_г печь, переж_г верёвку, ж_г уголь,чащ_ба, трущ_ба, щ_тка, расч_т, теч_т, бесш_вный, копч_ный, туш_ный, моч_ный, перч_ный.