Задачи:
- Развитие умения распознавать разряды количественных числительных(целых, дробных, собирательных); выработка умения изменять их.
- Организация деятельности учащихся по применению имеющихся знаний; выделение существенных признаков; конкретизация знаний; включение в деятельность по воспроизведению и оперированию знаниями.
- Расширение знаний о числительных.
Тип урока: урок новых знаний.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
- Запись самого большого числительного на доске (перед уроком).
- Придуманное составленное числительное (например, у него два корня: первый - как у существительного “пятак”, второй - как у существительного “десятка” - 50).
3. Фронтальный опрос.
- Что такое числительное?
- На какие разряды делятся числительные?
- Когда пишется мягкий знак?
4. Орфографическая работа.
На доске слова с орфограммой “Написание мягкого знака”.
Нянчит, кровельщик, семьдесят, меньше, ветви, пятьсот пятьдесят пять, гвоздик, сельдь, семьдесят, шестнадцать, возьмешь, пятнадцатый, восемьсот восемьдесят восьмой, скворечник, обезьяна.
5. Новая тема. Расширение знаний о числительных.
Обезьяна. Помните мультфильм “38 попугаев”?
У нас сегодня есть возможность помочь мартышке измерить удава.
Фрагмент мультфильма (сложила вдвое, вчетверо)
Один удав равен двум вторым или четырем четвертым удава.
Фрагмент мультфильма (измеряет попугай)
Один удав = 38 попугаям.
А если еще два попугая? (Получится 40)
А знаете, как появилось число “40”?
(В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур – набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.)
А сколько же попугаев в одном удаве?
Один попугай = одной тридцать восьмой удава.
Фрагмент мультфильма (измеряет мартышка)
Один удав = пяти мартышкам.
Одна мартышка = одной пятой удава.
Фрагмент мультфильма (измеряет слоник)
Один удав = двум слоненкам
Один слоненок = одной второй удава.
- Ребята, а как в математике называются числа 1,2,3?... (Целые)
- А одна вторая, одна пятая? (Дроби)
-Так и в русском языке. Целые и дробные.
-Сколько животных пытались измерить удава? (Трое)
-Сколько их всего на экране? (Четверо)
Такие числительные называются собирательными.
Мы помогли измерить и удава, и попугая, и слоненка, и мартышку. Заодно узнали, на какие разряды делятся количественные числительные. Давайте сверимся с учебником (чтение параграфа).
Наш удав со своими друзьями живет в Африке. У нас есть текст, в котором ведется рассказ об Африке.
Чтение текста.
Африка. Площадь материка - 30 300 000 км². Крупнейший остров - Мадагаскар. Его площадь - 587 000 км². Самая высокая точка Африки - вулкан Килиманджаро (5 895 м). Самая нижняя - озеро Ассаль (-153 м).
В Африке 55 стран. Площадь Судана - 2 505 800 км². Судан - самое большое государство Африки по площади.
Африка - это материк, который уступает по величине только Евразии. Здесь находится всем известная пустыня Сахара. Осадков больше всего выпадает в бассейне реки Конго (до 3000 мм), а минимум (менее 300 мм) наблюдается в пустыне Сахара.
Экваториальный пояс – это постоянно влажный и жаркий климат. Африку пересекают Северный и Южный тропики. Летом экваториальные муссоны приносят обильные осадки, а зимой – сухую жаркую погоду. Летние температуры всего 20,5 °С, а зимой 15,2 °С. Саванны и редколесья на материке занимают примерно 40,1%.
Из растительности в Африке распространены фикусы, пальмы, древовидные папоротники, эбеновое дерево, баобаб, зонтичные акации, мимозы, древовидные молочаи. Встречаются лавр и разные виды дубов, пиния. Из птиц можно встретить нектарниц, турако, птиц-носорогов, страусов, ткачиков, венценосных журавлей, птицу-секретарь, марабу, стервятников и т.д. Среди беспозвоночных распространены лягушки, змеи (питоны, мамбы), в реках водятся крокодилы. В Африке много копытных животных, таких как жирафы, буйволы, антилопы, газели, зебры, носороги, слоны. Из хищников: львы, гиены, гепарды, шакалы. Много обезьян: павианы, гориллы, мартышки, шимпанзе.
Выписать из текста числительные в три столбика: Целые Дробные Собирательные
Сверить записи со смарт-доской
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
Упражнение 234.