Организация работы учителя начальных классов со словами с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Работа со словами с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка является обязательной в любом учебно-методическом комплекте.

Я хочу поделиться своим опытом, как организована эта работа у меня, и предложить вариант рациональной организации труда учителя.

Из образовательной программы по русскому языку для каждого класса я выписала слова, необходимые для обязательного запоминания. Для каждого слова из различных источников я подбираю материал. Весь собранный материал я складываю в большую папку.

Материалы для каждого слова я складываю в прозрачный файл (папки – вкладыши). В каждом таком файле сформирован пакет информации о слове с непроверяемыми орфограммами:

  • иллюстрация для предъявления учащимся;
  • крупным шрифтом напечатанное слово (для некоторых сложных слов и транскрипция);
  • напечатанное слово с пропуском с непроверяемыми орфограммами;
  • “информационный лист”.

Расскажу, какую информацию несет в себе “информационный лист”.

  1. Лексическое значение слова.
  2. Этимология слова.
  3. Однокоренные слова.
  4. Синонимы и антонимы.
  5. Загадки.
  6. Пословицы и поговорки.
  7. Фразеологизмы.
  8. Тексты.
  9. Задания на отработку наиболее сложных тем.

Приведу пример такого “информационного листа”.

СОРОКА

Лексическое значение слова.

Птица с белой грудью и белым брюшком, черными головкой и крыльями и длинным черным хвостом, издающая характерный крик – стрекотание.

Этимология.

Общеславянское слово, имеющее точные соответствия только с балтийским языком. Свое имя сорока получила от исходного СОРКА, передающего особенности ее пения. А затем с развитием полногласия стало звучать СОРОКА.

Однокоренные слова.

Сорочий, по-сорочьи.

Загадки.

1)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

2)

Непоседа пестрая – птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.

Фразеологизмы.

  1. Сорока – воровка – по свойственной сорокам повадке прятать в гнезде блестящие предметы.
  2. Трещит как сорока – говорит быстро и громко.
  3. Сорока на хвосте принесла – о неизвестно откуда полученных сведениях, непроверенных слухах.
  4. Сорока-белобока - поэтическое название сороки.

Пословицы, поговорки.

  1. Сорока весть на хвосте принесла.
  2. Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Предложения, тексты.

1)

Стрекотунья белобока, под калиткою моей
Скачет пестрая сорока и пророчит мне гостей. ( Пушкин А. С.)

2) Знает сорока, где зиму зимовать.

Конечно, весь собранный материал в “информационном листе” не должен быть предложен на уроке. В зависимости от основной темы урока вы выбираете те задания, которые наиболее целесообразны и эффективны на данном уроке.

Такая организация труда позволяет мне эффективно использовать время, затрачиваемое на подготовку урока.

Использованная литература:

  1. Николаева Л. П. Работа со словарными словами. 2 класс. Москва. 2008.
  2. Ставская Г. М. Учусь понимать образные выражения. Москва. 2006.