Русский язык
-
Пансофия Коменского, или Что такое универсальный учитель 2010
Я.А. Коменский создал новое идейное оружие против войн и падения нравов, названное им Пансофией. Он видел своё призвание и призвание Учителя в возвращении мира истерзанному междоусобицами миру, в приближении царства истины, справедливости, красоты. Мир спасается мудростью — Софией; мир спасается универсальным учителем, верил Коменский.
-
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы 2010
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
-
Урок-обобщение по теме "Глагол" 2010
Задачи данного урока русского языка: в форме путешествия по стране «Глаголия» повторить полученные знания о глаголе; развивать умение, навыки в нахождении орфограмм, связанных с глаголом; воспитать у учащихся любовь к труду.
-
Интегрированный урок развития речи "Письма – душа жизни" (литература + русский язык) 2010
На смену письмам, встречам, торжественным и неповторимым аутам трогательного общения пришел телефон с его безличным безразличием, позволяющим и время заполнить, и "чувств никаких не изведать". Теперь еще есть SMS и компьютер. Но однажды вдруг в твою дверь позвонит почтальон...
-
Урок по теме "Обращение" (5-й класс) 2010
Автор формирует представление об обращении, его роли в предложении. Учить детей находить обращение в предложении, отличать подлежащее от обращения, постановке знаков препинания при обращении. Развивает устную и письменную речь учащихся.
-
"К вопросу о семантике слова «зга»" 2010
Наш "великий и могучий" русский язык настолько глубок, точен и многогранен, что порой человек, далекий от лингвистики, чисто интуитивно, по ассоциации, сможет точнее определить смысл, чем специалист. На уроках русского языка автор учит детей быть внимательными к слову. В этимологии нет единого окончательного ответа на вопрос, что означает слово "зга".
-
Активные формы работы на уроках русского языка: "Способы передачи чужой речи. Диалог" 2010
На уроке учащиеся совершенствуют умения находить предложения с прямой речью и диалогом в контексте, применять условия выбора знаков препинания в предложениях данных конструкций.
-
Конспект урока на тему "Память огненных лет". 8-й класс 2010
Вашему вниманию предлагается урок развития. Наряду с традиционными формами и методами работы использовались презентация, слайд-шоу и буклет, созданные учащимися, что позволило сделать урок ярким, интересным и насыщенным.
-
Урок русского языка: "Назывные предложения" (8-й класс) 2010
Автор дает учащимся понятие назывного предложения, показывает его значение, сферу употребления; развивает речевую культуру; познавательную активность. Воспитывает любовь к Родине и природе. Приобщает к духовной культуре русского народа.
-
Интегрированный урок (немецкий язык + русский язык) по теме "Степени сравнения имен прилагательных" 2010
Задача урока — повторение образования степеней сравнения имён прилагательных на русском и немецком языках.
-
Конспект открытого занятия по развитию речи "Я — оратор" 2010
Конспект открытого занятия по развитию речи может быть интересен учителям русского языка и литературы, преподающим русский язык в 8–9-х классах по программе Ладыженской. В конспекте представлено много практических заданий, способствующих развитию устной речи. На уроке применяется технология контекстного обучения.
-
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Ученик и законы орфографии" 2010
Урок может проводиться как обобщающий урок по знаниям правил орфографии, а также отдельных элементов.
-
Урок русского языка в 11-м классе: "Экспрессивные возможности односоставных предложений в произведениях писателей и поэтов Заполярья" 2010
Урок посвящен изучению видов односоставных предложений в лирике мурманских поэтов. Используются различные педагогические приемы: "Эпиграф", "Погружение", "Отсроченная отгадка", "Лови ошибку", "Опрос", "Повтор с расширением", "Согласен – не согласен".
-
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 2010
Знакомство учащихся со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными и пунктуацией в них; введение понятий однородное, последовательное, параллельное подчинение; построение схем СПП с несколькими придаточными; повторение основных групп СПП по их значению, отличий союза от союзного слова и алгоритма для определения вида придаточного предложения.
-
Внеурочное мероприятие по русскому языку на тему "Лингвистический портрет слова…" 2010
Внеурочное мероприятие поможет учащимся увидеть неповторимость, значимость слова. Исследуя слово, научит их применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам. Расширит словарный запас детей, навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке. Воспитает бережное отношение к слову и языку в целом.
-
Разработка занятия элективного курса "Основы делового общения". Модуль "Официально-деловой стиль документов". Стандартизация и унификация деловых документов 2010
Элективный курс помогает учащимся приобрести навыки, необходимые для бесконфликтного и эффективного общения, учит действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией. Модуль знакомит с видами письменного изложения информации, с требованиями к оформлению письменной документации.
-
Урок русского языка в 5-м классе: "Графика. Алфавит" 2010
Ученики вспоминают, что обозначают лингвистические термины: «графика», «каллиграфия», «алфавит», занимаются спеллингом, слушают подготовленные выступления о зарождении письменности, о прародителе современного алфавита — кириллице, узнают об особенностях официального китайского языка (фонетике, иероглифике, каллиграфии, ономастике), убеждаются, что знание родного алфавита очень важно.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература): "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Двусоставные предложения" 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью обобщить и закрепить знания о двусоставных предложениях на основе лирики М.Ю. Лермонтова, посвященной Кавказу; показать яркость и выразительность языка поэзии поэта.
-
Урок русского языка в 11-м классе: "Анализ текста. Подготовка к сочинению-размышлению" 2010
Урок готовит учащихся к написанию экзаменационного сочинения-рассуждения. Урок включает в себя комплексную работу с текстом В. Распутина: озаглавливание, определение авторской позиции, примеры из литературного материала. Задания направлены на осмысление содержания текста и закрепление умения строить сочинение-размышление.
-
Комплексное повторение орфографии и пунктуации. Подготовка к ЕГЭ 2010
Огромной проблемой в современном учебном процессе является подготовка старшеклассников к ЕГЭ. Как можно при одном часе русского языка в неделю качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации? Единственный выход — давать материал поблочно, систематизируя несколько правил, отрабатывая навык работы по частям А, В, С.
-
Тестовый контроль на уроках русского языка как средство повышения качества знаний 2010
Цель данной работы – на конкретном примере показать значимость тестового контроля на уроках русского языка в начальных классах.
-
Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва (-ива) 2010
Основной задачей урока является ознакомление учащихся с правописанием суффиксов глагола, обучение правильному написанию суффиксов -ова- (-ева -), - ыва- ( -ива-) в глаголах, закрепление знания новых терминов.
-
Урок риторики в 7-м классе по теме: "Вежливое возражение" 2010
Обучающей целью урока является практическое использование изученной терминологии предмета риторики в новом контексте, повторение идейного содержания рассказа В.Распутина «Уроки французского», обобщение знаний по теме «Пунктуация» (роль знаков препинания в грамотной речи). Развивающая цель – освоение способа вежливого возражения.
-
Урок риторики в 8-м классе по теме: "Личное официальное письмо" 2010
Целью урока является изучение основных признаков личного официального письма, его структуры, этикетных частей и речевых формул. Наряду с активным использованием на уроке материала учебника, предусматривается также анализ некоторых эпизодов из произведений Н.В. Гоголя.
-
Урок по русскому языку на тему: "Основа слова и окончание" 2010
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать со словарями и другой справочной литературой.
-
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе "Словари – наши помощники и друзья" 2010
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе. Дети повторяют лексику, узнают, какие бывают словари, учатся с ними работать.
-
Способы подчинительной связи (подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ (часть 2 В3) 2010
Материал для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку на тему "Способы подчинительной связи".
-
Интегрированный урок русского языка и немецкого языка по теме "Главные члены предложения" 2010
Урок построен на основе сопоставительного анализа главных членов предложения в русском и немецком языках. Учебная деятельность осуществляется в группах, в работе используются опорные конспекты – схемы, в которых закодирован учебный материал. Такая форма позволяет охватить всех детей.
-
Программа элективного курса по русскому языку или курса по выбору: "Биографию имеют не только люди, но и слова" 2010
Элективный курс в 10-м классе или курс по выбору в 9-м классе дает расширенные и углубленные сведения по фразеологии русского языка, не представленные в базовом курсе. Программа построена на материале русской фразеологии и содержит интересные сведения об этом разделе русского языка. Сведения и задания, включенные в этот курс, подобраны с учетом возраста и развития учащихся.
-
Мастер-класс "Движение от простого к сложному" 2010
Демонстрируются отдельные приемы и формы работы, соответствующие конкретному заявленному методу и характерные для малочисленной школы. Представлены фрагменты уроков в 5, 8,11-х классах. Выделены следующие направления педагогической деятельности: развитие творческих способностей, личностно-ориентированное обучение, использование современных технологий и средств ИКТ.