Предварительная подготовка к уроку: так как данный урок рассчитан на повторение изученного материала, ученикам предлагается повторить теоретические сведения о существительном и его морфологических признаках.
Цели: в занимательной форме повторить изученное об имени существительном как о части речи; повторить основные грамматические признаки имени существительного и типы склонения; обобщить и закрепить ранее полученные знания.
Этапы усвоения материала: урок формирования умений и навыков по русскому языку; применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: раздаточный материал (листы с кроссвордом, листы с текстами), рабочие тетради или исследовательские листы.
Тип урока: урок-кроссворд с элементами исследовательской работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом.
1. Словарная работа. На экране открывается стихотворение А. Фета:
Ш...пот, робкое дыхан...е,
Трел...и сол...вья,
Сер...бро и к...лыханье
Сонного руч...я.
Све… ночной, ночные тени,
Тени без к...нца.
Ря... волшебных изм...нений
Милого л...ца…
– Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте орфограммы.
К какой части речи относятся выписанные слова?
2. Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами исследуем имя существительное, а ответы, которые будем получать в ходе урока, помогут заполнить кроссворд. Раньше кроссворды использовались лишь на некоторых этапах урока или в качестве домашнего задания, а сегодня весь урок будет посвящён этой увлекательной и полезной игре. Если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках можно будет прочитать ответ на шараду:
Первое от целого родится,
А целое последнего боится.
На экране открывается кроссворд и запись шарады.
Класс делится на команды по 5-6 человек. Каждой команде раздаются листки с кроссвордами и с текстами для исследования.
3. Учитель читает текст №1
Зимняя ночь
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие звёзды.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастенький совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
(И. Соколов-Микитов)
– Понравилось ли вам описание зимней ночи?
– Какое чувство оно у вас вызвало?
4. Беседа о существительном как части речи.
– Как великолепно описал зимнюю ночь писатель! Скажите, какие слова использовал автор для называния предметов, животных и т. д.? К какой части речи они относятся? Запишите ответ в кроссворд, вопрос №1.
– Из последнего абзаца выпишите все существительные со словами, которые от них зависят (одновременно ученик работает у доски). Задайте вопрос к существительному: (сказочный (кто?) часовой; на голом (на чём?) суку; головастенький (кто?) совёнок; в ночной (в чём?) темноте; в зимнем (в чём?) лесу; скрытая (от кого?) от людей; скрытая (что?) жизнь
– К каким из них вы поставили вопрос кто?, кого? и т. д., а к каким что? и т. д.?
– Сколько словосочетаний с неодушевленными существительными вы выписали? Запишите ответ в кроссворд, вопрос №5.
– Выпишите предложение пятого абзаца, выделите грамматические основы и окончание имён существительных (одновременно ученик работает у доски).
– Что вы увидели? К каким частям речи относится существительное? (к изменяемым). Запишите в кроссворд, вопрос №3.
– Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
– Что нам помогают определить местоимения он, она, оно? (род)
Запишите ответ в кроссворд, вопрос №4.
– Выпишите из текста существительные множественного числа и определите их род? (по стволам (м. р.); по сучьям (м. р.); хлопьями (-); иней (м. р.); звёзды (ж. р.); на полянах (ж. р.); ласки (ж. р.); хорьки (м. р.); над сугробами (м. р.); совы (ж. р.); от людей (-).
– Как определить род существительного во множественном числе?
– Назовите собирательное существительное в этом тексте? Запишите ответ в кроссворд, вопрос №2.
5. Слово учителя.
– Изменение существительных по падежам называется склонением.
Ещё греческие учёные заметили, что существительные имеют основную (прямую) форму и косвенную. В косвенной форме слова как бы отклоняются от прямой, отсюда термин склонение.
Слова падают той или иной формой, поэтому мы говорим о падежах. Все падежи названы по наиболее характерной для них функции:
Грамматическая сказка «Откуда пошли названия падежей»
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать Именительным. Родился – стал Родительным.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
У Падежа как-то спросили:
– А зачем вы нужны, падежи, существительным?
– Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. Без нас Существительное не проживёт, как без рода и числа, и превратится в Наречие!
текст №2
Давайте прочитаем стихотворение «Зимняя бахрома»:
На сосне и на берёзе –
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на берёзе
И сосне.
6. Беседа по стихотворению
– Какой падеж отсутствует в этом стихотворении? Запишите ответ, вопрос №7.
– Какие слова использует поэт, создавая свой зимний пейзаж? Выпишите их. Какая часть речи помогает определить склонение? (местоимение)
IV. Закрепление.
Фронтальный опрос.
– Вспомните, как изменяются существительные? (по числам и падежам)
– Какого рода могут быть имена существительные в русском языке? (мужского, женского, среднего рода)
– Какие слова являются словами подсказками при определении рода существительного? (он, она, оно)
– К какой части речи они относятся? (местоимение)
– В каком числе могут употребляться существительные? (во множественном и единственном)
– Назовите местоимение, помогающее определить множественное число существительного? (они)
– Можно ли определить род имени существительного, если оно стоит в форме множественного числа?
V. Подведение итогов, выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Параграф 20, упражнение № 93.