Тема урока "Учимся узнавать, находить, употреблять причастия в речи"

Разделы: Русский язык


Цель урока: научить школьников определять причастие как форму глагола, закрепить сведения о грамматическом значении причастия, закрепить умения находить причастия.

Задачи:

Обучающая:

  1. Повторить правописание безударных гласных в корне;
  2. Научить находить причастия с помощью специальных суффиксов;
  3. Научить определять причастия как член предложения.

Развивающая:

  1. Способствовать развитию речи, памяти, мышления учащихся.

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство ответственности, аккуратности, уважения и чуткости к русскому языку.

I этап. Оргмомент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Слайд №1.

- Прочитайте тему урока.
- Сколько частей будет в уроке?
- Три части или три новеллы.
- А что такое новелла?

Слайд №2.

Новелла (от итал. Novella – новость) – малый прозаический жанр эпоса. Отличается от рассказа остротой конфликта, сюжета, финала.

- Как вы видите, дело тут совсем не в количестве страниц.

Слайд №3.

- Итак, новелла первая. Что такое причастие?

1) Показываем ладони.

- Перед нами звезды. Части речи. Представим их. Сложите руки так же, как я. Правила на руке.

Много интересного можно узнать, если внимательно присмотреться к своим рукам. Десять пальцев… это же все части речи. Начинаем с левой руки. Мизинец – имя существительное, безымянный – имя прилагательное, средний – имя числительное. Три имени. Указательный – местоимение (указывает, но не называет), большой – глагол (он самый подвижный, действующий, живой). Смотрим на правую руку: мизинец – наречие (он стоит рядом с большим пальцем левой руки – глаголом, обозначает признаки действий). Итого, 6 самостоятельных частей речи. Теперь обратимся к служебным частям речи. Безымянный палец правой руки – предлог, средний союз. Указательный – частица. А большой палец на правой руке – это междометие (именно этим пальцем мы показываем восторг).

- Надеюсь, что все у нас сегодня получится “ Вот так!” Учитель на левой руке показывает.

Слайд №4.

У существительного есть дочка, художница Имя прилагательное. Она раскрашивает предметы. Кошка становится полосатой, дерево зеленым, а гриб ядовитым. Так у предмета появляются признаки, по которым мы можем узнать или признать этот предмет.

Слайд №5.

У художницы есть муж, дядюшка Глагол. Он ужасно деятельный. Он все время что-нибудь делает: бегает, чинит, строит, покупает, носит, возит, дарит, словом, совершает разные действия.

Слайд №6.

- А сегодня вы познакомитесь с мальчиком Причастие, сыном дядюшки Глагола и художницы Прилагательное. Он к нам прямо со звезды пожаловал. Вот и он. Пожелаем ему и нам уда

2) Определение признаков предмета (воздушный шарик).

Слайд №7.

- Воздушный шарик какой по форме, по цвету, по действию?

По форме По величине По цвету По действию
круглый маленький желтый летящий

- Можно ли слово “летящий” назвать прилагательным?

- Ни цвет, ни форму, ни величину он изменить уже не может. Это его постоянные признаки, а “летящий” – это тот, который летит, т.е. находится в процессе действия, это признак непостоянный, признак по действию, который совершает предмет или которое совершается с предметом.

- Это и есть причастие – особая форма глагола.

Слайд №8.

3) Предложения записаны с пропусками.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.

Работа в тетради. Работа учителя на доске. Схемы.

  1. Ночевала тучка золотая
    На груди утеса-великана.
  2. Передо мной тянулось взволнованное ночною бурею море.
  3. Люблю дымок саленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. (М.Ю. Лермонтов)
Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочные слова.

1. Н…чевала туч.?.ка з…л…тая на груди утеса – великана.

2. Передо мной т…нулось взволнованное н…чною бурею море.

3. Люблю дымок спаленной жнивы, в ст…пи н…чующий обоз, и на х…лме средь ж...лтой нивы чету б…леющих берез.

(Из стихотворений М.Ю. Лермонтова).

Словарная работа.

Утес – высокая отвесная скала.

Жнива (жнивьё) – поле, где сжат хлеб. Солома, оставшаяся на корню после жатвы.

Нива – засеянное поле, пашня

Обоз – ряд, следующих друг за другом повозок с грузом.

Чета – пара (о двух лицах)

- Найдите однокоренные слова в этих предложениях. Выпишите их.
- Какими частями речи являются эти слова? (Ночевала – глагол, ночною – прилагательное, ночующий – причастие).
- Каким членом предложения является причастие “ночующий”?
- Определим его глагольные признаки, а затем признаки прилагательного.
- Перечислите постоянные признаки глагола. (Схемы морфологического разбора).
- От какого слова зависит причастие “ночующий”? Это главное слово или определяемое. Допишем слово “обоз”. Составим схему словосочетания.
- Найдите в схеме морфологического разбора прилагательного непостоянные признаки. Перечислите их. Значит, причастие согласуется с ним в роде, числе, падеже.
- А есть ли еще причастия в этих предложениях?

Аналогичная работа проводится с причастием “ взволнованное”.

Закончилась первая новелла “Что такое причастие?”

- А вы знаете, что такое причастие?

Слайд №9.

II этап. Новелла вторая. Учимся находить причастия.

1. “Предложение на 5” (синтаксический разбор)

Восходящее солнце пробуждает спящую природу.

2. Схематический диктант. Учащиеся поднимают схемы. Объясняют свой выбор.

Все в тающей дымке: холмы, перелески.

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.

Кругом лежит сверкающий снег, и дремлют посеребренные инеем деревья.

- Дайте характеристику этому предложению.

3. Работа в тетрадях. Заполнить таблицу.

Причастие с определяемым словом Глагол, от которого образовалось причастие Признаки глагола (вид, время, возвратность) Признаки причастия (род, число, падеж)
       
       
       
       

III этап. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Работа с текстом, отметить знаком.

V

Это я знал

+

Новая информация

-

Думал иначе

?

Непонятная информация

       

Причастие.

Среди слов русского языка выделяются причастия. В чем особенность этих слов? Об этих особенностях точно сказал Владимир Иванович Даль в своем “Толковом словаре живого великорусского языка”: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

Действительно, своим “внешним видом” причастия похожи на прилагательные:

  • Они имеют те же окончания;
  • Изменяются по родам, числам и падежам;
  • Согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже;
  • Отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?)

Сравните словосочетания: синее небо и синеющее небо. В первом случае имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие синеющее показывает такой признак, который развивается во времени. Этот признак предмета создается действием, на которое показывает причастие своей глагольной основой. Например: синеющий – это такой, который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и выразило действие.

Мы видим, что причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют такие глагольные признаки:

  • Только настоящее и прошедшее время – играющий ребенок (наст.вр.), игравший ребенок (прош.вр.);
  • Совершенный и несовершенный вид – бежавший ребенок (несов.вид), прибежавший ребенок (сов.вид);
  • Возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса –ся (-сь), – разлившаяся река;
  • Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие:
    “прич. + сущ.” (потрескавшаяся от зноя)
    “прич. + нареч.” (горящий ярко)
  • Особый глагольный вопрос что делающий? что сделавший?

Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи. Вот почему некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. Но большинство лингвистов считают, что причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и признаки прилагательного.

Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-); -ем- (-ом-), -им-; -вш-, -ш-; -ен-, -нн-, -т-.

Примечание. В таблице в соответствующей графе учащиеся делают записи (состоящие из 2-3 слов).

  • С помощью каких суффиксов мы всегда сможем найти причастия. Перечислите их.
  • Закончилась вторая новелла.

IV этап. III новелла. Правила учим, знаем, на практике применяем.

Слайд №10.

1) Задание.

Прочитайте текст. Причастия подчеркните красной ручкой, а прилагательные – черной. Выпишите из этого рассказа прилагательные (в первый столбик) и причастия (во второй столбик). Выделите специальные суффиксы причастия. (Текст распечатан)

Кальбульблю.

На планете Кальбульблю всю зиму идут сияющие синие дожди, и поэтому даже маленькие лужицы разливаются и превращаются в бушующие моря. И тогда все люди и звери, живущие на Кальбульблю, забираются в горы и там зимуют. Зато когда наступает лето, вся Кальбульблю покрывается огромными, белыми, удивительно пахнущими цветами. Над ними порхают оранжевые, сладко жужжащие птички, напоминающие крохотные вертолетики. В зарослях бродят сиреневые овечки, жующие траву, и клетчатые ослики с ушами, свисающими до самой земли. Жители Кальбульблю – веселые краснощекие человечки, летающие по своим делам при помощи небольших складывающихся крылышек.

2) Устное редактирование. “Улыбнемся ошибкам”.

Слайд №11.

- Как вы считаете, какие предложения построены правильно?

  1. Росшие незабудки у ручья уже расцвели.
  2. Показавшееся солнце из-за туч уже осветило лес.
  3. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки.
  4. Молчаливо стоят одетые березы и клены листвой.

Ученик, сделающий уроки…

По современным правилам причастия могут иметь только две формы времени – настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида причастные формы на –щий не образуются и нарушается литературная норма в сочетаниях “вздумающий написать”, “попытающийся бежать”, “сумеющий доказать”…

V этап. Рефлексия.

  • Что я узнал нового интересного?
  • Как я могу полученные знания применять в жизни?