Цель урока: научить школьников определять причастие как форму глагола, закрепить сведения о грамматическом значении причастия, закрепить умения находить причастия.
Задачи:
Обучающая:
- Повторить правописание безударных гласных в корне;
- Научить находить причастия с помощью специальных суффиксов;
- Научить определять причастия как член предложения.
Развивающая:
- Способствовать развитию речи, памяти, мышления учащихся.
Воспитательная:
- Воспитывать чувство ответственности, аккуратности, уважения и чуткости к русскому языку.
I этап. Оргмомент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Прочитайте тему урока.
- Сколько частей будет в уроке?
- Три части или три новеллы.
- А что такое новелла?
Новелла (от итал. Novella – новость) – малый прозаический жанр эпоса. Отличается от рассказа остротой конфликта, сюжета, финала.
- Как вы видите, дело тут совсем не в количестве страниц.
- Итак, новелла первая. Что такое причастие?
1) Показываем ладони.
- Перед нами звезды. Части речи. Представим их. Сложите руки так же, как я. Правила на руке.
Много интересного можно узнать, если внимательно присмотреться к своим рукам. Десять пальцев… это же все части речи. Начинаем с левой руки. Мизинец – имя существительное, безымянный – имя прилагательное, средний – имя числительное. Три имени. Указательный – местоимение (указывает, но не называет), большой – глагол (он самый подвижный, действующий, живой). Смотрим на правую руку: мизинец – наречие (он стоит рядом с большим пальцем левой руки – глаголом, обозначает признаки действий). Итого, 6 самостоятельных частей речи. Теперь обратимся к служебным частям речи. Безымянный палец правой руки – предлог, средний союз. Указательный – частица. А большой палец на правой руке – это междометие (именно этим пальцем мы показываем восторг).
- Надеюсь, что все у нас сегодня получится “ Вот так!” Учитель на левой руке показывает.
У существительного есть дочка, художница Имя прилагательное. Она раскрашивает предметы. Кошка становится полосатой, дерево зеленым, а гриб ядовитым. Так у предмета появляются признаки, по которым мы можем узнать или признать этот предмет.
У художницы есть муж, дядюшка Глагол. Он ужасно деятельный. Он все время что-нибудь делает: бегает, чинит, строит, покупает, носит, возит, дарит, словом, совершает разные действия.
- А сегодня вы познакомитесь с мальчиком Причастие, сыном дядюшки Глагола и художницы Прилагательное. Он к нам прямо со звезды пожаловал. Вот и он. Пожелаем ему и нам уда
2) Определение признаков предмета (воздушный шарик).
- Воздушный шарик какой по форме, по цвету, по действию?
По форме | По величине | По цвету | По действию |
круглый | маленький | желтый | летящий |
- Можно ли слово “летящий” назвать прилагательным?
- Ни цвет, ни форму, ни величину он изменить уже не может. Это его постоянные признаки, а “летящий” – это тот, который летит, т.е. находится в процессе действия, это признак непостоянный, признак по действию, который совершает предмет или которое совершается с предметом.
- Это и есть причастие – особая форма глагола.
3) Предложения записаны с пропусками.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.
Работа в тетради. Работа учителя на доске. Схемы.
- Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана. - Передо мной тянулось взволнованное ночною бурею море.
- Люблю дымок саленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. (М.Ю. Лермонтов)
Вставьте пропущенные буквы и
запишите проверочные слова. 1. Н…чевала туч.?.ка з…л…тая на груди утеса – великана. 2. Передо мной т…нулось взволнованное н…чною бурею море. 3. Люблю дымок спаленной жнивы, в ст…пи н…чующий обоз, и на х…лме средь ж...лтой нивы чету б…леющих берез. (Из стихотворений М.Ю. Лермонтова). |
Словарная работа. Утес – высокая отвесная скала. Жнива (жнивьё) – поле, где сжат хлеб. Солома, оставшаяся на корню после жатвы. Нива – засеянное поле, пашня Обоз – ряд, следующих друг за другом повозок с грузом. Чета – пара (о двух лицах) |
- Найдите однокоренные слова в этих
предложениях. Выпишите их.
- Какими частями речи являются эти слова? (Ночевала
– глагол, ночною – прилагательное, ночующий –
причастие).
- Каким членом предложения является причастие
“ночующий”?
- Определим его глагольные признаки, а затем
признаки прилагательного.
- Перечислите постоянные признаки глагола. (Схемы
морфологического разбора).
- От какого слова зависит причастие “ночующий”?
Это главное слово или определяемое. Допишем
слово “обоз”. Составим схему словосочетания.
- Найдите в схеме морфологического разбора
прилагательного непостоянные признаки.
Перечислите их. Значит, причастие согласуется с
ним в роде, числе, падеже.
- А есть ли еще причастия в этих предложениях?
Аналогичная работа проводится с причастием “ взволнованное”.
Закончилась первая новелла “Что такое причастие?”
- А вы знаете, что такое причастие?
II этап. Новелла вторая. Учимся находить причастия.
1. “Предложение на 5” (синтаксический разбор)
Восходящее солнце пробуждает спящую природу.
2. Схематический диктант. Учащиеся поднимают схемы. Объясняют свой выбор.
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.
Кругом лежит сверкающий снег, и дремлют посеребренные инеем деревья.
- Дайте характеристику этому предложению.
3. Работа в тетрадях. Заполнить таблицу.
Причастие с определяемым словом | Глагол, от которого образовалось причастие | Признаки глагола (вид, время, возвратность) | Признаки причастия (род, число, падеж) |
III этап. Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Работа с текстом, отметить знаком.
V Это я знал |
+ Новая информация |
- Думал иначе |
? Непонятная информация |
Причастие.
Среди слов русского языка выделяются причастия. В чем особенность этих слов? Об этих особенностях точно сказал Владимир Иванович Даль в своем “Толковом словаре живого великорусского языка”: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.
Действительно, своим “внешним видом” причастия похожи на прилагательные:
- Они имеют те же окончания;
- Изменяются по родам, числам и падежам;
- Согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже;
- Отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?)
Сравните словосочетания: синее небо и синеющее небо. В первом случае имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие синеющее показывает такой признак, который развивается во времени. Этот признак предмета создается действием, на которое показывает причастие своей глагольной основой. Например: синеющий – это такой, который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и выразило действие.
Мы видим, что причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют такие глагольные признаки:
- Только настоящее и прошедшее время – играющий ребенок (наст.вр.), игравший ребенок (прош.вр.);
- Совершенный и несовершенный вид – бежавший ребенок (несов.вид), прибежавший ребенок (сов.вид);
- Возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса –ся (-сь), – разлившаяся река;
- Способность иметь при себе зависимое имя
существительное или наречие:
“прич. + сущ.” (потрескавшаяся от зноя)
“прич. + нареч.” (горящий ярко) - Особый глагольный вопрос что делающий? что сделавший?
Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи. Вот почему некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. Но большинство лингвистов считают, что причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и признаки прилагательного.
Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-); -ем- (-ом-), -им-; -вш-, -ш-; -ен-, -нн-, -т-.
Примечание. В таблице в соответствующей графе учащиеся делают записи (состоящие из 2-3 слов).
- С помощью каких суффиксов мы всегда сможем найти причастия. Перечислите их.
- Закончилась вторая новелла.
IV этап. III новелла. Правила учим, знаем, на практике применяем.
1) Задание.
Прочитайте текст. Причастия подчеркните красной ручкой, а прилагательные – черной. Выпишите из этого рассказа прилагательные (в первый столбик) и причастия (во второй столбик). Выделите специальные суффиксы причастия. (Текст распечатан)
Кальбульблю.
На планете Кальбульблю всю зиму идут сияющие синие дожди, и поэтому даже маленькие лужицы разливаются и превращаются в бушующие моря. И тогда все люди и звери, живущие на Кальбульблю, забираются в горы и там зимуют. Зато когда наступает лето, вся Кальбульблю покрывается огромными, белыми, удивительно пахнущими цветами. Над ними порхают оранжевые, сладко жужжащие птички, напоминающие крохотные вертолетики. В зарослях бродят сиреневые овечки, жующие траву, и клетчатые ослики с ушами, свисающими до самой земли. Жители Кальбульблю – веселые краснощекие человечки, летающие по своим делам при помощи небольших складывающихся крылышек.
2) Устное редактирование. “Улыбнемся ошибкам”.
- Как вы считаете, какие предложения построены правильно?
- Росшие незабудки у ручья уже расцвели.
- Показавшееся солнце из-за туч уже осветило лес.
- На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки.
- Молчаливо стоят одетые березы и клены листвой.
Ученик, сделающий уроки…
По современным правилам причастия могут иметь только две формы времени – настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида причастные формы на –щий не образуются и нарушается литературная норма в сочетаниях “вздумающий написать”, “попытающийся бежать”, “сумеющий доказать”…
V этап. Рефлексия.
- Что я узнал нового интересного?
- Как я могу полученные знания применять в жизни?