Урок русского языка в 10-м классе по теме "Типы речи. Описание"

Разделы: Русский язык


Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте описательного типа.

Задачи:

  1. Обобщить сведения об описании, известные учащимся по курсу 5 – 9 классов
  2. Рассмотреть особенности композиции текста-описания
  3. Формировать и совершенствовать умения:
  • отличать описание от других типов речи
  • определять композиционные части текста-описания
  • составлять собственные тексты описательного типа

Оборудование:

Структура урока:

1. Актуализация темы, проверка домашнего задания

2. Изучение нового материала

а) составление текстов по иллюстрациям (работа в группах)
б) изучение теоретического материала (работа в парах)

3. Практическая работа

4. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация темы, проверка домашнего задания

Учитель:

Сегодня мы продолжим разговор о типах речи. На прошлом уроке мы изучили тексты повествовательного типа.

Письменный опрос (можно представить в виде схем):

  1. Какие композиционные элементы могут включать в себя тексты повествовательного типа?
  2. Чем прямая последовательность повествования отличается от обратной?
  3. Перечислите основные морфологические особенности повествования.

(к ответам на вопросы прилагаются тексты, составленные учащимися дома)

2. Изучение нового материала

1. Работа в группах с иллюстрациями:

а) портрет
б) пейзаж
в) помещение

Задание группам:

  1. Перечислите общие признаки предложенного вам явления действительности
  2. Отметьте отдельные признаки
  3. Составьте небольшой текст на основе общих и отдельных признаков явления

2. Представители групп зачитывают тексты. (Презентация. Слайды № 2, 3, 4)

На слайде три иллюстрации. Другие группы должны определить, о каком явлении идет речь.

Учащиеся оценивают точность описания, делают необходимые уточнения и дополнения, дают авторскую оценку.

3. Изучение теоретического материала. Работа в парах.

Задание парам:

1) изучите самостоятельно материал учебника стр. 156 (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи)

2) ответьте на вопросы:

  1. Что такое описание?
  2. Какова цель описания?
  3. Каковы характерные элементы текстов описательного типа?

3) обсудите в паре ответы на вопросы

4. Самоконтроль

Сравните свои ответы с ответами на слайде. Оцените свою работу. (Презентация. Слайды № 5, 6)

3. Практическая работа

Проанализируйте композиционные особенности описания природы из III главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Упражнение 298)

Выполненные задания проверяются, комментируются учащимися.

4. Подведение итогов урока

Учитель:

Мы изучили тексты описательного типа. Составьте 2 – 3 вопроса по изученной теме.

Домашнее задание: выучить теоретический материал, упр. 299.