Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте описательного типа.
Задачи:
- Обобщить сведения об описании, известные учащимся по курсу 5 – 9 классов
- Рассмотреть особенности композиции текста-описания
- Формировать и совершенствовать умения:
- отличать описание от других типов речи
- определять композиционные части текста-описания
- составлять собственные тексты описательного типа
Оборудование:
- иллюстрации,
- схемы,
- презентация Power Point
Структура урока:
1. Актуализация темы, проверка домашнего задания
2. Изучение нового материала
а) составление текстов по иллюстрациям (работа в группах)
б) изучение теоретического материала (работа в парах)
3. Практическая работа
4. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация темы, проверка домашнего задания
Учитель:
Сегодня мы продолжим разговор о типах речи. На прошлом уроке мы изучили тексты повествовательного типа.
Письменный опрос (можно представить в виде схем):
- Какие композиционные элементы могут включать в себя тексты повествовательного типа?
- Чем прямая последовательность повествования отличается от обратной?
- Перечислите основные морфологические особенности повествования.
(к ответам на вопросы прилагаются тексты, составленные учащимися дома)
2. Изучение нового материала
1. Работа в группах с иллюстрациями:
а) портрет
б) пейзаж
в) помещение
Задание группам:
- Перечислите общие признаки предложенного вам явления действительности
- Отметьте отдельные признаки
- Составьте небольшой текст на основе общих и отдельных признаков явления
2. Представители групп зачитывают тексты. (Презентация. Слайды № 2, 3, 4)
На слайде три иллюстрации. Другие группы должны определить, о каком явлении идет речь.
Учащиеся оценивают точность описания, делают необходимые уточнения и дополнения, дают авторскую оценку.
3. Изучение теоретического материала. Работа в парах.
Задание парам:
1) изучите самостоятельно материал учебника стр. 156 (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи)
2) ответьте на вопросы:
- Что такое описание?
- Какова цель описания?
- Каковы характерные элементы текстов описательного типа?
3) обсудите в паре ответы на вопросы
4. Самоконтроль
Сравните свои ответы с ответами на слайде. Оцените свою работу. (Презентация. Слайды № 5, 6)
3. Практическая работа
Проанализируйте композиционные особенности описания природы из III главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Упражнение 298)
Выполненные задания проверяются, комментируются учащимися.
4. Подведение итогов урока
Учитель:
Мы изучили тексты описательного типа. Составьте 2 – 3 вопроса по изученной теме.
Домашнее задание: выучить теоретический материал, упр. 299.