Система упражнений по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (10–11-е классы)

Разделы: Русский язык


Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство. Снижение уровня речевой культуры разных слоёв русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего). Работа над культурой речи учащихся в начальной школе и среднем звене, безусловно, ведётся, но упражнения по овладению литературными нормами рассредоточены по разным классам неравномерно. Систематизировать её необходимо в старшей школе. К сожалению, в учебных пособиях (например, в учебниках Власенкова А.И. и Рыбченковой М.М., Пахновой Т.М.) нет отдельного раздела "Культура речи", а есть некоторые упражнения по данной теме.

В10-11 классах и перед учеником, и перед учителем стоит важнейшая задача - успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, одной из составляющей (8,3 %) которого являются задания по культуре речи (часть А задания № 2,3,4,5,6,28). Результаты ЕГЭ последних лет свидетельствуют о том, что учащиеся испытывали трудности при выполнении данных заданий. Поэтому считаю, что работу по культуре речи в старших классах необходимо выстраивать через систему упражнений, позволяющих ученику увидеть литературные нормы в действии и практически их освоить. Важнейшим признаком русского литературного языка является его нормативность, т.е. наличие в нём норм литературного словоупотребления, закреплённых в словарях и грамматиках и обязательных для всех говорящих на русском языке. Нормами называются принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм и предложений. Норма представляет собой единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции

Задание А1 проверяет умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. С ударением в русском языке связано наибольшее количество ошибок, так как русское ударение разноместное и подвижное. Поэтому лучший подсказчик - орфоэпический словарь, но, к сожалению, на экзамене им не воспользуешься. Значит, учителю необходимо так строить занятия по подготовке к ЕГЭ, чтобы проработать с уч-ся наибольшее количество слов с "проблемным" ударением. Это возможно сделать, если орфоэпические упражнения будут включаться регулярно в урок. На своих уроках провожу "Орфоэпические минутки", предлагая учащимся орфоэпическое списывание, во время которого они расставляют ударение, например:

Августовский, девичий, баловать, дефис, игрище, ломота, злоба, колосс, танцовщица, средство, факсимиле, характерный (типичный), созыв, украинский, черпать, шприцы, христианин (см. Приложение №1)

Можно осуществить взаимопроверку (по образцу на доске или на экране), а также самопроверку по орфоэпическому словарику, который возможно создать совместно с учениками или воспользоваться справочниками. Далее следует обязательное проговаривание записанных слов. Конечно, необходимо объяснить старшеклассникам и основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, формах именительного и родительного падежей мн.ч. существительных (более глубоко работаем над этими нормами при изучении частей речи). Эффективным можно признать задание по составлению учащимися подобных упражнений в форме презентации (см. Приложение №2).

Задание А2 проверяет умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка: определять значение слова или различать в контексте паронимы. Они могут служить выразительным средством языка, однако смешение паронимов, то есть употребление одного паронима вместо другого, является нарушением лексической нормы, а следовательно - ошибкой., поэтому нужно более внимательно относится к паронимам в практике школьного обучения. Предлагаю уч-ся такие упражнения: составьте словосочетания с паронимами (например, столб - столп, соседский - соседний и др.); определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары (например, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия и др.); из слов, заключённых в скобках, выберите нужное (например, "Чтобы, добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффектные - эффективные) меры"); отредактируйте предложения (например, "Господа командировочные, получите командировочные удостоверения") (см.Приложение №3).

Владение грамматическими (морфологическими и словообразовательными) нормами проверяет задание А3. Анализ статистики показал, что процессы, происходящие в современном русском языке, отражаются на овладении морфологическими нормами именно молодой частью общества. Например, многие определили как правильную неверную форму превосходной степени "более выше". Не менее показателен выбор ошибочных форм Р.п. мн.ч. существительных "яблоков", "местов", "грузинов" и др., глаголов, поэтому во время подготовки к экзамену необходимо использовать следующие тренировочные упражнения: определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие - просторечию (например, лягу-ляжу, кладу-ложу и др.); от данных существительных образуйте Р.п. мн.ч. (например, апельсины, башни, осетины, туфли, чулки и др.); составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в формах И.п. и Д.п., (например, дерево, дочь, директор и др.); в данных предложениях правильно образуйте падежные окончания числительных и согласующихся с ними существительных (например, "В диссертации имеется приложение с 65 схем:"); сделайте стилистическую правку предложений: "Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала" (см. Приложение №4).

Владение грамматическими (синтаксическими) нормами проверяет задание А 4, 5, 26. Задание А4 проверяет умение строить предложение с деепричастным оборотом и деепричастием. Часто приходится слышать и читать такое: "Поняв это, вспоминается роман Пушкина "Евгений Онегин": Только приглядевшись, были заметны морщины на лбу Печорина". Очевидно, что уч-ся нужно объяснить, что необходимо следовать грамматическому правилу, выбирая нормативный вариант: деепричастие и сказуемое обозначают действие одного и того же лица. Это правило можно отработать при повторении тем "Деепричастие как часть речи" и "Знаки препинания при обособленных обстоятельствах" таким упражнением: укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов (например, "Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Услышав о разведке, Пете стало весело") (см. Приложение №5).

Задание А5 проверяет владение синтаксической нормой. Основные затруднения уч-ся в этом задании связаны с плохим усвоением норм согласования сказуемого с подлежащим при таком положении, когда подлежащее и сказуемое находятся в начале и в конце предложения или разделены придаточным предложением, находящимся внутри главного: "Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет:". В таких примерах уч-ся допускают ошибки, так как неправильно выделяют грамматические основы, что не позволяет увидеть ошибку в согласовании главных членов предложения. Недостаточно усвоены нормы употребления существительных с предлогом по в значении "после". Конструкции: "по завершению программы экономический эффект составит:по приезду в Казань" - многие осознают как правильные, это нарушение нормы частотно в речевой практике. С уч-ся надо проработать правило: в сочетании с предлогом "по" в значении "после" существительное может стоять только в форме П.п.: по окончании, по возвращении. (см. Приложение №5).

Задание А26, связанное с коммуникативным аспектом синтаксиса, позволяет проверить уровень владения различными грамматическими средствами выражения мысли на основе смыслового анализа частей сложного предложения: необходимо выявить смысловые отношения одинаковых моделей и определить возможность равноценной замены одной синтаксической модели другой моделью, сохраняющей основное значение предыдущей конструкции. Важно отметить, что умение выражать одно и то же значение различными синтаксическими (и не только) средствами является наиболее востребованными при создании собственного текста в части С. Уч-ся необходимо напомнить, что невозможно заменить причастным оборотом придаточное предложение с составным сказуемым или такое, где союзное слово "который" стоит в творительном, дательном падеже или в винительном падеже с предлогом. Это теоретическое положение нужно закрепить практическим упражнением: произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно (например, "По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин").

Тренировочные упражнения по данному разделу позволяют овладеть нормами литературного языка на практическом уровне. Завершить изучение данной темы нужно тестовым контролем в формате ЕГЭ. Они могут быть тематического характера, а также обобщающего (см. Приложение № 6, Приложение №7), например:

Тематический тест "Соблюдение орфоэпических норм".

1.В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя

2) каталог

3) иконопись

4) пуловер

2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) щЕлей

2) убЫстрить

3) надЕлит

4) вклЮчит

3.В каком слове ударение на третьем слоге?

1) намерение

2) украинский

3) иконопись

4) откупорить

4.В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт

2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, злоба, поняли

4) тортов, начала, звонит

5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) килОметр

2) кладОвая

3) отобралА

4) без инструктажА

Обобщающие тесты по теме "Культура речи. Соблюдение литературных норм"

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. создалАсь
  2. дОлжностей
  3. изогнУтый
  4. звОнит

2. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?

  1. Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.
  2. Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
  3. Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
  4. Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. килограмм яблок
  2. будущие выборы
  3. до двух тысяч второго года
  4. ошиблась

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,

  1. мы отвлекаемся от несущественных деталей.
  2. несущественные детали не принимаются во внимание.
  3. происходит обобщение признаков.
  4. учитываются самые существенные признаки.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
  2. Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
  3. Одним из русских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
  4. О своём отношении к классической музыке В.П.Астафьев написал в очерке "Постскриптум".

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
  2. Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.
  3. Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
  4. Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.

Ключ к тесту: 1 - 1 , 2 - 3, 3 - 3, 4 - 1, 5 - 1, 6 - 3.

В данный момент наша школа стала муниципальной экспериментальной площадкой по теме "Разработка и апробация учебно-методических и образовательных комплексов на основе ИКТ в обучении и развитии одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья". В процессе работы по эксперименту я работаю над созданием электронных тестов. Они могут быть представлены в формате мультимедийной презентации (см. Приложение № 2), а также в программе "Microsoft Office Excel" (см. Приложение №8)). Материалы к данным тестам автор черпал из работ собственных учеников, сборников по подготовке к ЕГЭ, разработанных ФИПИ. Представленные тематические и итоговые тесты по теме "Культура речи" можно использовать на уроке в компьютерном классе или в классе с АРМ.

Напомним, что владение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами проявляется также и в части С, когда выпускник создаёт собственный текст с опорой на прочитанный в тесте. Таким образом, именно систематическая работа по культуре речи на уроках русского языка по различным темам позволит овладеть литературными нормами родного языка на достаточном уровне, чтобы не только успешно сдать ЕГЭ, но и социализироваться в обществе: сейчас сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллиона молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.