ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и
учителя.
– Сегодня мы продолжим с вами разговор об именах
существительных, а точнее о числе имен
существительных.
2. Разминка
– Подскажите мне, пожалуйста, сколько вы
знаете чисел имени существительного. Как они
называются?
– Приведите пример имен существительных в
единственном числе.
– Приведите пример имен существительных во
множественном числе
– Спасибо, молодцы.
3. Основное содержание материала. Решение логически построенных грамматических задач
– Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Приложение. Слайд 1)
Задание первое
– Знаете ребята, я сегодня очень торопилась на
урок и , конечно же, у меня случилась маленькая
неприятность. В спешке я случайно перепутала все
слова, а они должны быть записаны в отдельные
столбики. Я бы и сама могла это сделать, да вот
только не помню, что это за столбики, как они
назывались.
– Может, вы догадаетесь? Ведь не зря же говорят:
«Ум хорошо, а два лучше. Сто голов – сто умов».
– Слова перед вами. Внимание на экран. (Приложение.
Слайд 2)
Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина..
– Кто будет готов, как всегда поднимает
руку. Работаем в тетрадях на оценку.
– Давайте проверим, что же получилось у вас.
Как озаглавили столбики?
– Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина,
ребенок. Это слова, употребляемые только в
единственном числе.
– Второй: санки, брюки, люди – слова,
употребляемые только во множественном числе.
– Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран.
(Приложение. Слайд 3)
– Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и
помогли мне навести порядок.
Задание второе
– А теперь задание сложнее и интереснее.
Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните:
сегодня мы говорим о числе имен существительных.
(Приложение. Слайд 4)
– Внимательно посмотрите на слова:
Работа, профессия, знание, трудолюбие.
– Время на раздумья у вас немного. Кто готов,
как всегда поднимает руку.
– Давайте проверять, как решили эту головоломку.
(Приложение. Слайд 5)
– Какое слово лишнее?
– Почему?
– Правильно, но разве может быть трудолюбие
лишним?
– В каком значении употреблено слово «лишнее»?
Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в
прямом смысле трудолюбие лишнее слово?
– Конечно нельзя. Не даром столько пословиц и
поговорок связано со словами «трудолюбие», «
труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или
поговорку?
– Молодцы. А теперь внимание на экран. (Приложение.
Слайд 6)
Задание третье
Прочитайте пословицы.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Делу время – потехе час.
- Труд человека кормит, а лень портит.
– Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске.
Задание четвертое
– Если не хотите остаться голодными, придется
поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте
узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по
хозяйству.
– Задание для мальчиков, но девочки тоже могут
попробовать его выполнить.
– Внимание на экран. Вслух ничего говорить
нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет
ответ в тетрадь, поднимает руку. (Приложение.
Слайд 7)
– Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение.
Слайд 8)
Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи – это рабочие инструменты.
– Что особенного увидели в этих словах?
Молодцы, все эти слова употребляются только во
множественном числе. А кто знает, почему?
– Потому что все эти инструменты состоят из двух
деталей-половинок.
– Девочки, теперь задание для вас, а мальчики
тоже попробуют его выполнить.
– Опять внимание на экран. (Приложение.
Слайд 9)
– Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение.
Слайд 10)
Творог, сметана, молоко, ряженка – полезные молочные продукты.
– Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе.
Задание пятое
– Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе
и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только
помните: делу время, а потехе час. Кто любит
игры?
– Тогда узнайте названия народных коллективных
игр. Но сначала скажите мне , что значит
«народные» игры?
– А что значит «коллективные»?
– Конечно, речь сейчас пойдет о русских
коллективных играх. Но не надейтесь, что игры –
это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Приложение. Слайды 11-18)
– Кто догадается, что это за игра, пишет название
в тетради и поднимает руку.
– Проверяем свои ответы. Внимание на экран.
Запись в тетрадях:
Городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки , горелки.
– Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…»
Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки, горелки.
– Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему.
Задание шестое
– Прочитайте слова, записанные на доске:
лень доброта
вежливость трусость
грубость отзывчивость
внимательность доброжелательность
– Кто знает, что общего у этих имен
существительных? Правильно они называют
качества человека.
– Что общего у этих всех слов, если вспомнить
тему урока? Действительно, они все употребляются
только в единственном числе.
– Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов
найти лишние? (Лень, грубость, трусость)
– А что это за качества человека? (Отрицательные).
Вычеркните их.
– Составьте предложение с оставшимися именами
существительными. Запишем его в тетрадях и на
доске.
Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность – это очень важные положительные качества человека.
4. Заключительное слово учителя. Подведение итога
– Молодцы, вы замечательно сегодня
работали. Кто же догадался, а в чем же состоит
загадка числа имени существительного?
– Правильно, одни слова могут употребляться
только в единственном числе, другие – только во
множественном, а большинство имен
существительных имеют оба числа.
– Сегодня единственное и множественное число
имени существительного помогло нам разобраться
и с коллективными играми и с индивидуальным
трудолюбием каждого.
– Спасибо за работу, урок окончен.