Урок русского языка в 7-м классе. Повторение и обобщение изученного материала по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – исследование с презентацией.

Используемые технологии: традиционное обучение.

Время: 1 урок.

Методическая справка: Данный урок был разработан для учащихся 7 класса. Этот урок повторения построен на концентрической основе с применением разных форм работы: как самостоятельной (индивидуальной), так и групповой, и коллективной.

Следует отметить положительные моменты использования ИКТ:

  1. Повышение уровня мотивации обучения.
  2. Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.
  3. Экономия использования времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.
  4. Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся при подготовке ответов.

Урок повторения и обобщения по причастию поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку, а учителям поможет систематизировать изученный материал.

Цели урока:

  1. Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся о причастии как части речи, закрепление навыков правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами (с использованием фрагментов из произведений М. Горького).
  2. Развивающая: развитие речи, словарного запаса, орфографической зоркости учащихся; формирование умений и навыков исследовательской деятельности.
  3. Воспитательная: воспитание интереса к языку художественной литературы, творчеству Максима Алексеевича Горького.

Оборудование: литературная газета, компьютер, мультимедийный проектор, рабочий материал к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Слово учителя (актуализация знаний)

Учитель: говорить мы сегодня будем об удивительной части речи – причастии, о которой Михаил Васильевич Ломоносов сказал так: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” (Презентация 1 слайд 1), цели урока (слайд 2).

II. Повторение изученного материала

1. Давайте повторим и обобщим знания, полученные по теме “Причастие” Слайды  3-29

  1. Причастие обозначает:
    1) признак предмета;
    2) действие предмета;
    3) признак предмета по действию;
    4) признак действия.
  2. Какие морфологические признаки есть у причастия:
    1) вид;
    2) время;
    3) лицо.
  3. Найдите словосочетание причастие + имя существительное:
    1) курчавые волосы;
    2) светлый плащ;
    3) летучий газ;
    4) шумящий поток.
  4. Укажите словосочетание с действительным причастием.
    1) оберегаемый участок;
    2) видимые звезды;
    3) голубеющий простор;
    4) колотые дрова.
  5. Укажите словосочетание со страдательным причастием:
    1) на пестреющем лугу;
    2) опавшие с тополя;
    3) отнятая игрушка;
    4) разлившаяся по небу.
  6. Какие причастия имеют краткую форму:
    1) действительные;
    2) страдательные.
  7. Укажите краткое причастие:
    1) темна;
    2) взята;
    3) далека;
    4) капризна.
  8. С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени:
    1) – вш –, – ш –;
    2) – енн – , – нн –;
    3) – ущ – , – ющ –;
    4) – ем – , – им – , – ом –.
  9. Какое слово с НЕ пишется раздельно:
    1) картина (не)окончена;
    2) (не)просохшая земля;
    3) (не)принятые правила;
    4) (не)крашеный забор.
  10. Причастие с зависимым словом называется:
    а) предложением;
    б) причастным оборотом;
    в) словосочетанием.
  11. Чаще всего в предложении причастие бывает:
    а) дополнением;
    б) обстоятельством;
    в) определением.
  12. В каком предложении неправильно расставлены запятые:
    1) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.
    2) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.
    3) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе.
    4) Очень красивы клены, одетые в багряную листву.
  13. В каком предложении допущена грамматическая ошибка:
    1) Ребята, сделавшие модели, были премированы.
    2) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.
    3) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.
    4) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.
    (таких примеров можно придумать много, я их приготовила для каждого учащегося класса)
     

2. Учитель: попробуем закрепить знания практически (словарный диктант)

Шторм, бушевавший вчера у берегов; разъяренные волны; чуть брезжащий рассвет; легко дышащий; горы, еще не остывшие от дневного зноя; сверкающих гирлянд; пух облаков, подгоняемых ветром; море, лениво вздыхающее у берега; узкая песчаная полоска, отделяющая море от гор; серебряные пятна на воде.

  • Взаимопроверка диктанта слайд 30
  • Запись слов в словарь (в которых допущена ошибка)
  • Комментированное чтение диктанта с объяснением орфограмм
  • Разбор пунктуационных ошибок по теме “Причастие” (выделение причастных оборотов)

3. Учитель: вы, конечно, заметили, что для словарного диктанта я подобрала сочетания слов, которые помогают нам вообразить себе море.

Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте выразительно прочитаем, как описывает море Максим Горький (слайд 31).

Перед нами необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.
М. Горький “Мальва”

Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?

Перед нами необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.

  • Какой из данных текстов богаче?
  • В каком тексте море представляется ярче, во всей красоте? (в первом)
  • Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
  • За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных оборотов)

Учитель: Да, действительно, именно причастные обороты являются выразительным средством в художественных текстах. Мы с вами попытаемся это доказать, используя в качестве примера фрагменты из рассказа Максима Горького “Песня о Соколе”.

4. Выступление подготовленного ученика о М. Горьком (Презентация 2):

а) краткое представление биографического и творческого пути писателя;

б) употребление причастий в произведении.

Количественный анализ употребления частей речи в рассказе “Песня о Соколе”

Вступление I глава II глава
Имена существительные 109 97 126
Имена прилагательные 49 12 32
Глаголы 48 56 65
Наречия 13 14 18
Местоимения 41 24 41
Служебные части речи 98 105 139
Причастия + деепричастия 20 + 10 (8,4% от общего кол-ва частей речи) 2 + 12 (4,5% от общего кол-ва частей речи) 6 + 11 (4,3% от общего кол-ва частей речи)

Учитель: прежде, чем приступить к основной работе, вспомним, опираясь на схемы (слайд №32), что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется (ответы учащихся).

III. Закрепление изученного материала

1. Дифференцированная групповая работа (см. рабочий материал к уроку)

Первая группа учащихся выбирает из приведенных фрагментов предложения с обособленными причастными оборотами.

Вторая – предложения с необособленными причастными оборотами.

Третья – определяет роль причастных оборотов в данном произведении.

Примерные ответы:

Первая группа: во всех предложениях есть обособленные причастные обороты.

Вторая группа: в 9 предложении два необособленных причастных оборота.

Третья группа: если говорить об употреблении причастий в данном тексте, то можно сделать следующий вывод: они не создают динамики в повествовательном контексте, а, наоборот, задерживают нашу мысль и заставляют обратить внимание на все детали. Таким образом, причастные обороты используются автором при описаниях и придают им образность и яркость (примеры из рабочего материала).

Дополнения учителя: участники первой группы пришли к выводу о том, что в рассказе “Песня о Соколе” М. Горький употребляет предложения с обособленными причастными оборотами (такие предложения в основном встречаются во вступлении и 2 главе). Лингвисты считают, что такие конструкции придают повествованию плавный и спокойный характер.

2. Выполнить синтаксический разбор любого предложения с обособленным причастным оборотом (двое учащихся у доски).

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель:

– О чем говорили сегодня на уроке?
– Что повторили?
– Какую роль играют причастия в художественной литературе?

V. Домашнее задание:

  1. Упражнение 157,158 – для всех учащихся;
  2. Подобрать фрагменты из художественных текстов, предложения которых были бы осложнены причастными оборотами (по выбору).

Приложение.

Рабочий материал к уроку

  1. Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, – уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.
  2. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.
  3. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
  4. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены – все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.
  5. – А-ала-ах-а-акбар!.. – тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик.
  6. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, – у камня печального, хмурого.
  7. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор.
  8. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени.
  9. Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны.
  10. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим.
  11. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы.

М. Горький “Песня о Соколе”