Цули урока:
- Учащиеся должны знать основные теоретические сведения о слове как лексической единице языка;
- Учащиеся должны знать правописание проверяемой безударной гласной в корне слова и правописание безударной гласной в корнях с чередованием;
- Учащиеся должны уметь отличать корни с проверяемой безударной гласной от корней с чередующейся безударной гласной;
- Учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал по теме, делать обобщение, применять на практике;
- Учащиеся должны уметь употреблять слово с учетом его смысловых, стилистических качеств, законов сочетаемости;
- Учащиеся должны уметь пользоваться словарями (толковым, словарем синонимов, словарем антонимов, фразеологическим и др).
Познавательный (обучающий) аспект цели:
- Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности;
- Формирование умений систематизировать учебный материал по теме, делать обобщения;
- Формирование навыков грамотного письма, навыков работы с текстом.
Развивающий аспект цели:
- Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Развитие логического мышления.
Воспитывающий аспект цели:
- Формирование нравственных качеств личности;
- Формирование чувства прекрасного, умения видеть и замечать красоту русской природы;
- Формирование чувства коллективизма и внимательного отношения к своим одноклассникам.
Оборудование урока: Компьютер, презентация (см. приложение 1), мультимедийная установка, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
На доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока “Повторение и обобщение изученного по теме …”.
Формулируем тему урока.
- Давайте сформулируем и запишем в тетрадь тему урока. А для этого решим кроссворд (Компьютер, слайд №1).
- Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. (Фразеологизм). Приведите примеры.
- Новые слова, появившиеся в языке. (Неологизм). Приведите примеры.
- Слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. (Диалектизм).
- Слова, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению. (Синоним).
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. (Омоним).
- В каком словаре дается лексическое значение слова? (Толковый).
- Слова, противоположные по лексическому значению. (Антоним).
- Вы, наверное, заметили, что слова, которые мы записывали в кроссворд, - термины, которые встретились нам на уроках, посвященных изучению лексики русского языка. Записываем в тетради тему урока: “Повторение и обобщение изученного по теме “Лексика”.
- Что называется лексикой? (Лексика – это словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Раздел науки о языке (лингвистики), который изучает словарный состав языка называется лексикологией).
- Цели урока (Компьютер, слайд № 2).
Надо знать:
- Основные теоретические сведения о слове как лексической единице языка;
- Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова и правописание безударной гласной в корнях с чередованием;
- Правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.
Надо уметь:
- Отличать корни с проверяемой безударной гласной от корней с чередующейся безударной гласной;
- Систематизировать учебный материал по теме, делать обобщение, применять на практике.
- Употреблять слово с учетом его смысловых, стилистических качеств, законов сочетаемости;
- Пользоваться словарями (толковым, словарем синонимов, словарем антонимов, фразеологическим и др.)
III. Этап обобщения и систематизации изученного (Компьютер, слайд № 3).
– Жизнь общества, вся история человечества, история науки и техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. Русский писатель, настоящий певец русской природы, истинный знаток русского языка К.Г.Паустовский писал: “Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова исчезают, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить новые предметы, их действия и признаки.
А как вы думаете, удалось ли мальчику “придумать” новое слово? Почему? (Компьютер, слайд № 4)
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – ПЛИМ…
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим…
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
(Мальчику не удалось придумать слово, потому что у этого слова нет значения. А без лексического значения слово не может существовать).
- Ребята, познакомьте своих товарищей с лексическим значением тех слов, которые вы выбрали для создания своего рассказа о слове.
Учащиеся знакомят с лексическим значением слов и говорят о том, что однозначными или многозначными они являются.
1 группа – МИР.
2 группа – СНЕГ.
3 группа – ДОБРО.
4 группа – МОРЕ.
- Знать лексическое значение слова нужно не только для того, чтобы расширить свой словарный запас, сделать речь богаче и выразительнее, но и для того, чтобы грамотно писать, потому что от лексического значения слова будет зависеть правильное его написание.
Вспоминаем, повторяем!
1. Словарно - орфографический диктант (Компьютер, слайд № 5, 6).
Задание:
- Записать под диктовку учителя словосочетания и объяснить правописание безударной гласной в корне слова;
- Индивидуально на карточке у доски 1 ученик (с последующей проверкой).
- Прор…дить морковь на грядке.
- Зар…дить ружье.
- Нак…лоть дров.
- Нак…лить железо докрасна.
- Деревенский ст…рожил.
- Ст…рожил огород.
- Ум…лять о помощи.
- Ум…лять достоинства.
- Посв…тить стихотворение.
- Посв…тить фонарем.
- Р…систый луг.
- Густые зар…сли шиповника.
- Назовите слова с омонимичными корнями (Росистый,
заросли).
- Приведите примеры слов-омонимов (Учащиеся
приводят примеры, сообщают, что слова МИР и ДОБРО
имеют омонимы).
ДОБРО –
- Все положительное, хорошее, полезное;
- Имущество, вещи.
ДОБРО – частица. Ладно, хорошо.
ДОБРО – союз. Пускай бы ещё.
МИР –
- Вселенная;
- Планета, отдельная область Вселенной;
- Земной шар, Земля;
- Общественная среда, строй;
- Отдельная область жизни, явлений, предметов;
- Светская жизнь;
- Сельская община с ее членами.
МИР –
- Согласие, отсутствие вражды, ссоры;
- Соглашение воюющих сторон о прекращении войны;
- Спокойствие, тишина.
2. Работа с текстом (Компьютер, слайд № 7, 8).
(1)Войдешь в лес ранней осенью, и глаза разбегаются от изобилия красок, запахов и звуков. (2)В сентябрьском лесу рядом в…сна и осень желтый лист и зеленая тр…винка теплое солнце и х…лодная радуга ув…дание и расцвет тишина и песни. (3)Что-то грустное и печальное слышится и видится в осеннем лесу. (4)Долго стою я на опушке около ели. (5)Трогаю ее слегка влажные от н…чного тумана ветви. (6)Смотрю, как просыпается небо. (7)Солнце л…ниво ощупывает м…кушки берез светится в в…ршинах лиственниц. (8)Серебряные нити паутины превратились в настоящий шедевр. (9)Обхожу стороной это волшебное тв…рение но все-таки легкие паутинки с…дятся на лицо, прил…пают к одежде. (10)Выб…раюсь на опушку березовой рощи. (11)Она г…рит желтым пламенем но скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез.
(1)Войдешь в лес ранней осенью, и глаза разбегаются от изобилия красок, запахов и звуков. (2)В сентябрьском лесу, желтый лист и зеленая травинка, теплое солнце и холодная радуга, увядание и расцвет, тишина и песни. (3)Что-то грустное и печальное слышится и видится в осеннем лесу. (4)Долго стою я на опушке около ели. (5)Трогаю ее слегка влажные от ночного тумана ветви. (6)Смотрю, как просыпается небо. (7)Солнце лениво ощупывает макушки берез, светится в вершинах лиственниц. (8)Серебряные нити паутины превратились в настоящий шедевр. (9)Обхожу стороной это волшебное творение, но все-таки легкие паутинки садятся на лицо, прилипают к одежде. (10)Выбираюсь на опушку березовой рощи. (11)Она горит желтым пламенем, но скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез.
Задание:
- Прочитайте текст. Вставьте и объясните пропущенные буквы.
- Групповые задания (самостоятельно в тетради):
1 группа: выпишите из текста примеры слов-антонимов, в том числе и контекстных антонимов;
2 группа: выпишите из текста примеры слов-синонимов, в том числе и контекстных синонимов;
3 группа: выпишите из текста метафору и олицетворение;
4 группа: выпишите из текста эпитеты.
- Индивидуальные задания (у доски, с последующей проверкой):
1. Выписать из текста 2 предложение, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему и дать полную характеристику.
2. Выписать из текста 7 предложение, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему и дать полную характеристику.
3. Выписать из текста 9 предложение, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему и дать полную характеристику.
4. Выписать из текста 11 предложение, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему и дать полную характеристику.
- Все ли слова данного текста вам понятны? (Да).
- Как называются слова, которые употребляются
всеми людьми, независимо от профессии и
местожительства? (Общеупотребительными).
- Какие слова относятся к словам, ограниченным в
употреблении? (К словам, ограниченным в
употреблении относятся диалектизмы и
профессионализмы).
Учащимися ставится сценка (И.С.Тургенев “Записки охотника”).
- Где Люба? – спросил я.
- По батожья ушла.
- По что?
- Ну, по столбцы!
- По что? По что?
- Ну, по петушки!
- По что? По что?
- По стебени!
- Не понимаю вас!
- Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По щавель!
(Слово “щавель” является общеупотребительным словом, а слова “батожья”, “столбцы”, “петушки”, “стебени” – диалектные).
- К какой лексике, общеупотребительной или ограниченной в употреблении относятся ваши слова: МИР, ДОБРО, СНЕГ, МОРЕ? (Общеупотребительной).
- Назовите фразеологизм, который употребляется в данном тексте. (Да, есть. Это фразеологизм – глаза разбегаются. Его значение – “кто-либо не может сосредоточится на чем-то одном от многообразия предметов, богатства впечатлений”).
- В каких фразеологизмах встречаются слова МИР, ДОБРО, СНЕГ, МОРЕ?
- Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто используются в разговорной речи. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Дома я просила каждую группу написать небольшой рассказ, включив в него фразеологизмы. Давайте послушаем. (Звучат рассказы учащихся).
Пришел я однажды домой и ахнул! В моей комнате вавилонское столпотворение. Хитрюга-кот проник в комнату, опрокинул клетку с попугаями и пытается своими лапищами достать птичек. Они притихли, дрожат как осиновые листочки. “Скорей! Спасай своих пернатых!” – пронеслось у меня в голове. “Брысь!” – крикнул я коту. Рыжее чудовище махнуло хвостом и скрылось несолоно нахлебавшись.
3. Защита творческих проектов (Компьютер, слайд № 9).
Учащиеся каждой группы рассказывают о слове (см. приложение 2).
IV. Этап подведения итогов занятия.