Цель урока: развитие творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
- Обучающие:
- расширить представление об эпохе, созданной писателем;
- пробудить интерес к личности и творчеству Льва Толстого;
- повторить отличительные черты и роль однородных членов в тексте художественного произведения;
- Развивающие:
- открыть для себя новые страницы жизни писателя, обогатить свое представление о его личности;
- развивать ассоциативное мышление;
- Воспитывающие:
- воспитывать внимательное и критическое отношение к языку художественного произведения.
Оборудование: тексты рассказа Л.Н.Толстого «После бала», репродукции и фотографии, толковый словарь С.И.Ожегова, музыкальное фоновое сопровождение, презентация (Приложение)
Методические приемы: проблемно-поисковый метод.
Тип: урок-исследование.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя, психологический настрой
– Сегодня у нас необычный урок: вы побываете на
уроке словесности.
– Прежде чем мы перейдём непосредственно к теме
урока, я предлагаю начать со значения слова
словесность. Как вы думаете, что оно означает? (Ответы
детей)
– А теперь я предлагаю проверить ваши ответы в
словаре. (Работа со словарём)
II. Объявление темы урока, постановка цели и задач
– У нас сегодня необычный урок, поэтому, как вы
понимаете, тема его тоже не должна быть
обыкновенной. В качестве темы урока я взяла слова
всем известного гениального русского поэта, чьё
имя неразрывно связано с русской литературой,
Александра Сергеевича Пушкина: «Уметь следовать
за мыслями великого человека есть наука самая
занимательная». Как вы понимаете эти слова?
– Как вы думаете, исходя из этих слов, какие же
задачи мы попытаемся сегодня решить? (Постановка
цели и задач урока)
III. Повторительно-обобщающая работа
– А следовать сегодня я вам предлагаю за
мыслями Льва Николаевича Толстого, человека с
большой буквы, который ещё в самом начале своего
творческого пути вышел за рамки писательского
дела. Я думаю, вы согласитесь со мной, что
произведения Толстого энциклопедичны и
настолько чётко отражают все реалии эпохи
писателя, что по ним можно изучать некоторые
страницы русской истории.
– У Толстого много произведений и о каждом можно
говорить очень долго, но я вам предлагаю
вспомнить небольшой по объёму, но очень глубокий
по содержанию рассказ писателя с незамысловатым
названием «После бала». Давайте восстановим
сюжетную линию рассказа.
(Ответы детей)
IV. Лингвистический эксперимент № 1
– Мы проведём наш первый лингвистический эксперимент: вам необходимо восстановить по памяти текст из рассказа Л.Н.Толстого «После бала», вставив вместо точек пропущенные прилагательные:
«Она была в … платье с … поясом и в … … перчатках, немного не доходивших до …, … локтей и в … … башмачках».
Ответ: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей и в белых атласных башмачках».
– Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. Затем записываем предложение, выделяем главные и однородные члены предложения.
Вывод: Однородные члены предложения помогают передать детали портрета Вареньки.
V. Лингвистический эксперимент №2
– Запишем ещё один пример из текста. В чем особенность данного предложения:
«Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки.»
- Сделайте схему данного предложения
- Перестройте данное предложение по той же схеме, но без союзов. Что изменилось?
(Ответы детей)
Вывод:Л.Н.Толстой употребляет предложения с однородными членами, когда передает душевное состояние своих героев.
VI. Ассоциативно-предметная характеристика героя
– Сейчас мы попытаемся дать характеристику героя, но не обычную, а ассоциативно-предметную. И опять нам понадобиться словарь. Что такое ассоциации?
Задание: Создайте устный ассоциативно-предметный портрет полковника.
VII. Акростих
– И снова словарная работа: что такое акростих?
– Предыдущее задание нам очень важно не только для более полного представления об образах главных героев произведения, но ещё и потому, оно плавно перетекает в следующее задание.
Задание: Составьте акростих по образу полковника:
П –
О –
Л –
К –
О –
В –
Н –
И –
К –
VIII. Сочинение по ассоциациям (весь класс)
– Наша работа с ассоциациями ещё не закончена, я предлагаю вам следующее задание. Оно имеет большую важность потому, что всем вам буквально через несколько месяцев сдавать единый государственный экзамен, а , как вы помните, там есть задание С, которое необходимо выполнить всем, кто претендует на большое количество баллов.
Задание: Напишите сочинение-миниатюру, отталкиваясь от слова «жестокость».
Примерное начало:
Жестокость… Что стоит за этим словом?
IX. Опорная схема по произведению
– Завершающим заданием будет задание не менее творческое, чем все предыдущие.
Задание: составьте опорную схему по целостному осмыслению произведения, показав героев и явления рассказа в их взаимосвязи. При выполнении этого задания вам необходимо проявить творческие способности. Используйте условные значки. Можете действовать по аналогии с хорошо известными вам смайликами.
(Проверка задания, ответы детей)
На балу | После бала | |
Иван Васильевич | ||
Варенька | ||
Полковник |
X. Рефлексия
– Какие ассоциации вызвал у вас урок? (Одно-два слова)
XI. Итоги урока
XII. Домашнее задание
– Сегодня на уроке мы следовали за мыслями великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Я вам предлагаю дома продолжить размышления на данную тему и написать мини-сочинение со следующим началом «Я бы хотел (а) следовать за мыслями…» Объём сочинения не должен превышать 150 слов.