Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Знать правило правописания мягкого знака на конце и в середине числительных.
  2. Правильно применять его при написании числительных.

Дети работают на рабочих листах (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение, произвести синтаксический разбор, составить схему.

Автомат Калашникова – лучший образец индивидуального автоматического оружия в мире.

III. Словарная работа.

  • Летчик, самолет, парашютист, зенитчик, снайперская винтовка, гладкоствольное оружие, пулемет, боеприпасы, граната, подводная лодка, оружие массового поражения, пехота, артиллерия, воздушно-десантные войска, военно-морской флот, гранатомет, карабин, револьвер.

Взаимопроверка работ, оценка.

IV. Тема урока. Работа по теме.

1. Работа с учебником. Правило.

2. Работа по таблице.

Прочитайте предложения. Запишите числительные словами, распределив их в два столбика.

  • Максимальная скорость защитной самоходной установки «Шилка» – 60 км/ч.
  • Ракетный комплекс «Точка» оснащен ракетой тактического назначения. Её диаметр 650 мм.
  • Масса танка «Тигр» – 57 тонн, скорость – 38 км/ч, пушка калибра – 89 мм.
  • На базе грузовика УРАЛ-375 была создана ракетная установка БМ-21.
  • Первые реактивные минометные установки появились во время Второй мировой войны. БМ-13 прозвали именем «Катюша».
  • На базе немецкого грузовика студебекер US-16 принимается на вооружение боевая машина БМ-13-12. В войсках её тут же окрестили «Андрюша».
  • Пистолеты «Гюрза» приобрели службы охраны президентов России и Белоруссии. Его масса – 995 граммов.
  • Живучесть ствола автомата Калашникова составляет 15-18 тысяч выстрелов.

Пиши ь

На конце числительных

от 5 до 20 и 30

В середине числительных

от 50 до 80, от 500 до 900

   

3. Заполнить кроссворд.

Разместите в этих клетках все сложные количественные числительные, которые пишутся с ь в середине. Числительные не должны повторяться.

4. Игра «Спрятанное слово».

Правильно вписав горизонтально в каждую клетку количественные числительные 40, 50, 300, 90, 16, 15, 70, 20, 17, 60 и 700 вы прочтете в вертикально выделенной строке числительные, в написании которого часто допускают ошибки.

Запишем: Оружие системы Калашникова с некоторыми изменениями выпускается более чем в одиннадцати странах мира.

(В большинстве случаев производство образцов системы Калашникова ставилось в этих странах с участием тогда еще советских специалистов с передачей технологий и оборудования.)

5. Сообщение ученика (опережающее задание).

Автомату Калашникова более 60 лет. Автоматы этой системы стоят на вооружении в армиях 55 государств.

Осенью 1941 года Михаил Тимофеевич Калашников, направленный после тяжелого ранения на лечение в тыл, разработал проект пистолета-пулемета.

В общении с ведущими оружейниками познавал Михаил Тимофеевич премудрости разработки стрелкового оружия. В 1946 году предложенный им образец успешно выдержал испытания и получил высокую оценку. Автомат приняли на вооружение в Советской армии.

Отличную репутацию АК снискал благодаря своей надежности, возможности стрелять практически в любых условиях, даже если автомат засорен песком или в него попала вода. Сейчас в мире появилось оружие более легкое меткое, удобное по сравнению с автоматом Калашникова – и все же не столь надежное. Не отличается оно и тем уникальным сочетание высоких боевых качеств, простоты освоения и обслуживания, которое характерно для автомата Калашникова. Недаром говорят, что АК – это оружие, «созданное солдатом для солдат».

6. Самостоятельная работа.

Запишите числительные словами. Прочитайте.

Технические характеристики автомата Калашникова.

  • Патрон калибра (7, 62х39) _______________________________ мм.
  • Питание – коробчатый магазин емкостью (30) _________ патронов.
  • Масса – (4, 07) __________________________________________ кг.
  • Длина оружия – ________________________________________ мм.
  • Длина ствола – (415) ____________________________________ мм.
  • Начальная скорость пули – (715) _________________________ м/с.
  • Темп стрельбы – (660) ________________________________ в/мин.
  • Прицельная дальность – (800) _____________________________ м.
  • Дальность прямого выстрела по ростовой фигуре – (525) ______ м.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Правило (стр. 126), упражнение №328.