Цель: Уточнить, закрепить и привести в систему полученные знания, проверить умения и навыки уч-ся.
Ход урока.
I.Организационный момент
II.Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
У нас сегодня необычный урок, а заочная экскурсия по нашему родному краю. Краснодарский край-это не просто уголок на карте, который занимает совсем небольшую площадь, это наша малая родина, где мы родились и выросли. Совершая путешествия в другие города, невольно сравниваешь знакомые с детства реки, моря, горы, леса, степи с тем, что предстает перед взором далеко за пределами родного края. И каждый раз убеждаешься, что нет краше и милее родной стороны. А еще мы с нетерпением ждем Олимпиаду 2014 года, которая состоится в г. Сочи.
(Запись в тетради вместо слов “Классная работа” “Путевой лист экскурсовода”, (ф.и. ученика))
2. Сообщение темы и цели урока.
Наша экскурсия по Краснодарскому краю образовательная.
А что обозначает слово “экскурсия”?
Сообщение ученика: “Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.2. Организованный , сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
3. Фронтальный опрос.
Слайд 1.(приложение можно спросить у автора статьи) Читает учитель.
Административный центр Краснодарского края-г. Краснодар. Его площадь около 840квадратных километров, население-752 тысячи человек, что составляет 14,9% всего населения края. В составе края-38 районов, 15 городов краевого и 11 городов районного подчинения, 21 поселок городского типа, 390 сельских округов, объединяющих 1719 сельских населенных пунктов.
В тексте много числительных. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как о части речи.
-Какие бывают числительные по значению и составу?
-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
-Как склоняются числительные? (“Устно просклонять 390 округов”)
-Заполните таблицу
Числительные |
Количественные |
Порядковые |
||
целые |
дробные |
собирательные |
||
Простые |
||||
Составные |
4. Оформление записей в путевом листе.
Запишите словосочетания “сущ.+числ.” из текста.
-В каких числительных имеется мягкий знак в середине? Приведите пример из текста.
5. Слайд 2. Наш край многонационален.
Более 14 национальностей проживает на его территории. В 90-х годах 20 века сельские жители усиленно переселялись в города. На 1 февраля 2002 года городское население составляло 53%, а сельское 47%. Пенсионеры составляют 1/3 от общего кол-ва жителей.
-В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
-Как склоняются дробные числительные?
-Выпишите из текста в таблицу существ. с целыми и дробными числительными.
6. Наша экскурсия продолжается. (Текст читает выбранный ученик)
Слайд 3.
В 1895 году в Россию из Китая были завезены семена чая. Родиной русского чая является село Солохаул, расположенное на берегу реки Шахе на высоте 400 м. над уровнем моря. В 1901 году крестьянин И.А.Кошман посадил 800 кустов чая. Чайный куст - вечнозеленое растение. В тропиках он достигает 10 метров, а у нас же не более 1,5 метра.
-Определите стиль только что прослушанного текста.
-Как мы запишем словосочетание 1,5 метра?
-В какую графу путевого листа?
-Сколько падежных форм имеет это числительное?
Задания по вариантам:
1 вариант: На территории Краснодарского
края обитает 400 видов птиц.
2 вариант: Современная площадь Кавказского
государственного заповедника составляет
263300 га.
3 вариант: Основную ценность представляет
самшит, который живет до 600 лет
-Произведите морфологический разбор имени числительного.
1 вариант: Запишите числительные 200,300,400 в
им. падеже.
2 вариант: Сформулируйте правило написания
в середине и на конце имен числительных.
3 вариант : Приведите пример числительных,
которые склоняются, как сущ-е 3-го склонения.
7. Интересна информация и о животном мире нашего края.
Слайд 4.
После первой мировой войны в лесах левобережной Кубани насчитывалось не более 500 зубров, хотя в середине 19 века их было около 2000 голов. В 1940 году из степного заповедника Аскания-Нова завезли в Кавказский несколько животных. Пятеро из них прижились, и к 1987 году общая численность их составила 830 голов.
-Запишите в путевой лист в нужную графу числительное “пятеро”.
-С помощью чего образуются собирательные числительные?
-Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными. Запишите их в путевой лист.
-Что вы можете рассказать о собирательном числительном (оба) (обе)?
8. Вот и заканчивается наша экскурсия в современном городе Краснодаре. Последняя информация экскурсовода.
Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи.
Внесите последнюю запись в путевой лист.
Распределите имеющиеся в тексте примеры таким образом
- Существительные:
- Прилагательные:
- Глаголы:
- Числительные:
- От Анапы до Грузии на 400 км протянулись побережье Черного моря и южные склоны Кавказских гор.
- По запасам минеральных вод Отрадненский район занимает первое место.
- В краевом центре удвоилась сеть городского транспорта.
- В 1986 году за проезд в трамвае платили три копейки, а на проезд в троллейбусе давал право четырехкопеечный билет. Теперь единая плата на все виды транспорта-10 рублей или десятирублевый талон.
- Новые пятиэтажки, девятиэтажки построены за последние 5 лет.
9. Экскурсия закончена.
Последняя запись в листе - словарный диктант:
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллиард.
10. Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.