Урок по развитию речи в 6-м классе: "Сочинение-описание по личным впечатлениям"

Разделы: Русский язык


Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П.А.Вяземский

Тип урока. Развитие речи.

Цель образовательная.

Учащиеся должны знать основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи.), изобразительные средства языка (метафору, олицетворение, эпитет).

Цель развивающая.

Учащиеся должны уметь:

  1. Собирать материал для сочинения на основе личных впечатлений.
  2. Создавать текст определенного стиля и типа (художественное описание) на предложенную тему.
  3. Вдумываться в тему, осмысливать ее и раскрывать.
  4. Правильно выражать свои мысли (т.е. в соответствии с нормами литературного языка и особенностями речевой ситуации и задач высказывания).
  5. Использовать в своей речи образные средства языка.

Дидактические средства обучения.

  1. Компьютер и проектор для презентации (Слайды. Пейзажная живопись.)
  2. Таблица “Цветовая лексика”.
  3. Памятки для учащихся.
  4. Толковый словарь.

Презентацию спрашивайте у автора статьи.

I. Мотивационно-ориентировочная часть.

Учитель.

Чтение эпиграфа к уроку.

Волшебная красота зимы! И нарек русский человек зиму заветным словом – “матушка”. Не весну-красну, не лето ясное, не осень сытную, а именно зиму с ее снегами, холодами и метелями. Потому что, словно родная мать, зима заботливо укрывает теплым пуховым одеялом все, что нуждается в укрытии от лютых морозов.

Сегодня мы будем писать сочинение о зиме. Мы с вами постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать, “Здравствуй, матушка-зима!”

Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий глаз художника. Пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэта и писателя.

Заранее подготовленные ученики читают литературный монтаж о зиме.

1. “Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. .Шорохи в лесу, шорохи. Каждое дерево по-своему встречает снегопад. Запахнувшись плотно, ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. В рассеянности сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. У берез опущены гибкие, плакучие ветви. Летит снег – белый мимо белых стволов. Не шелохнутся березы. Опустив ветви, подсказывают: сюда… сюда. (По Полуянову И.)

2. ***

Утром кот
Принес на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
Я.Аким

(Проводится работа по восприятию художественных текстов.)

– Вспомните пословицы, поговорки, загадки о зиме.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в большой мороз.

Загадки:

Кто мост мостит без топора, без ножа, без клиньев, без подклиньев?
Бел, да не сахар, нет ног, а идет.
На дворе горой, а в избе водой.

II. Операционно-исполнительная часть.

1. Наблюдения учащихся.

Учитель. По моей просьбе вы наблюдали за снегом.

– Каков же снег? Всегда ли он одинаков? От чего зависит состояние, вид снега?

Ученики делятся своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном городе, парке, в лесу. (Снег бывает разным. Он может быть рассыпчатым и липким, мягким и колючим. Даже цвет у него может быть разный.)

– Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением. Что делает нашу речь выразительной? (Эпитеты, сравнения, олицетворения.)

– Вам было дано задание при наблюдении за снегом “собрать” эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения, то есть те “царственные” слова, о которых мы говорили на предыдущих уроках. Назовите их. (Работа над образными средствами языка.)

– Запишем несколько наиболее удачных примеров на доске и в тетрадях.

– Рассмотрим в этих словах встретившиеся орфограммы.

(мягкий, пушистый снег; горит на солнце; легкий, словно пух; порхают снежинки)

2. Работа с художественным текстом.

Давайте обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.

(На примере художественного текста учащиеся наблюдают за изобразительными средствами языка, учатся видеть происходящее глазами автора.)

Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, вымостив лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоемы сверкают зеркальным блестящим льдом. Спят глубоким сном растения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.
В.Корабельников
***

…Земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Снег ты наш, снежище… снега во всю Россию.
Б. Петров

– Что показалось интересным в этих лирических зарисовках? Каким же видят авторы окружающий мир? Какие изобразительные средства используют для описания зимы?

– Орфографическая минутка.

Выпишите слова, где пропущены буквы. Вставьте их, объясняя графически.

(Форма контроля – взаимопроверка.)

– Объясните знаки препинания.

3. А теперь посмотрим на снег глазами художника.

На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но давайте попробуем внимательно приглядеться.

(Просмотр слайдов “Зимние пейзажи”.)

Задание: обратите внимание на изображение снега и подберите к нему цветовые эпитеты, которые вы можете использовать в своем сочинении.

Учитель вывешивает таблицу с подбором цветовой лексики.

светло-
темно-
ярко-
нежно-

молочный
жемчужный
опаловый

небесный
лазурный
бирюзовый

пепельный
серебристый

зеленый
синий

фиолетовый
лиловый
сиреневый
розовый
багровый

белый

 

голубой

 

серый

 

сапфировый

 

 

 

 

-оват-

Какие слова непонятны? Посмотрите их значение в толковых словарях (совершенствование навыков работы со словарем).

III. Рефлексивно-оценочная часть.

– Итак, вам предстоит создать художественное описание снега. Но вполне возможно, что вы включите в него и элементы повествования, а также рассуждения (скажем, личностную оценку описываемых картин природы).

– Прочитайте эпиграф к сочинению, написанный на доске.

Кто из вас смог самостоятельно дома подобрать эпиграф? Прочитайте его. Используйте его в своем сочинении. (Ученики повторяют, что такое эпиграф, как он оформляется в сочинении.)

– Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану.

– Прочитайте “Памятку” для работы над сочинением.

Как работать над сочинением.
  1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
  2. Подумайте: кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением?
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
  5. Подумайте об особенностях стиля сочинения.
  6. Составьте план.
  7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

IV. Домашнее задание.

У каждого чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то свое к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать свое слово и вы.

  1. Понаблюдайте за состоянием природы, постарайтесь заметить что-то интересное и описать в лирической миниатюре.
  2. Придумайте название, выражающее главную мысль вашего текста, подберите точные, яркие слова для описания.

Использованная литература:

  1. Бабкина М.В.Подготовка к сочинению. / Русский язык в школе, № 5, 1995 г.
  2. Корабельников В.А. Краски природы: кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. – М.: Агропромиздат, 1991.

Приложение.