Данное мероприятие проводится в виде интеллектуальной игры с использованием информационно-коммуникативных технологий (мультимедийной презентации Мicrosoft Power Point 2007г.). Целесообразно проводить занятие в качестве обобщения и систематизации знаний по темам «Орфография, морфология, фонетика, орфоэпия, лексика» . Игра адаптирована для обучающихся НПО.
Цель.
- Обобщить знания обучающихся по русскому языку в занимательной форме.
- Развивать внимание, сообразительность, быстроту реакции при выполнении заданий.
- Воспитывать дух единства и соперничества.
Эпиграф.
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные,
то честные, правдивые,
то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения,
И слово – удушения,
Есть трезвые и пьяные,
Лукавые, туманные,
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить,
Другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести,
И самой низкой подлости...
В. Полторацкий
«Слово о словах»
Правила проведения КВН:
- В игре участвует две команды, предусмотрено 5 туров:
- Разминка – обучающиеся каждой команды по очереди выбирают себе номер вопроса от 1 до 12 и отвечают на него , в случае, если команда не может ответить на свой вопрос, другая команда получает возможность заработать балл.
- Интеллектуальное лото – обучающиеся выбирают себе вопрос поочередно .
- в зависимости от сложности : за 10 баллов – легкий, за 20 баллов – посложнее и за 30 баллов – сложный.
- Конкурс капитанов – капитанам дается слово: космонавт. Им необходимо за 3 минуты составить как можно больше слов, используя только буквы данного слова.
- Литературный – каждой команде дается набор предложений по определенной теме, необходимо составить связный текст, используя все предложения.
- Творческий – командам предлагается выбрать одну из номинаций : диктор или редактор и выполнить предложенные задания.
Вопросы для разминки:
- Все ли эти существительные ж.р.: шампунь, кофе, рояль, мозоль, тюль.
- Назовите существительные, которые в Р.п.во мн. ч. имеют нулевое окончание: инженеры, макароны, мандарины, килограммы, ботинки, носки.
- Найдите лишнее: глагол, существительное, наречие, местоимение, союз.
- Все ли эти существительные женского рода: магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
- В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно: цЕмент, принУдить, углУбить, пАртер.
- В каких словах звуков больше, чем букв: мысль, сажают, борьба, друзья, ягуар.
- Назовите слова, имеющие окончание - ОВ: домов, столбов, коров, ковров, основ
- В каких словах приставка находится внутри слова: водопроводчик, птицеводческий, быстроходный, землепроходец .
- В каком слове буква, обозначающая ударный гласный выделена неверно: отозвАлась, тОтчас, перезвонИт, зАсветло.
- В каких словах произношение расходится с написанием: скользкий, старушка, местный, утка, глотка, гладкий.
- В каком слове ударение падает на первый слог: сорите, щавель, центнер, оптовые, отдав.
- В каком слове нет нулевого окончания: друг, пуст, жаль, даль.
Вопросы второго тура:
1-й ряд 10 баллов - Какие буквы в русском языке не обозначают никаких звуков?
1-й ряд 20 баллов - Эту букву ввел в обиход писатель Карамзин в конце 18 века. Она сохранилась в нашем алфавите до сих пор, хотя печатные тексты часто обходятся без нее. Какая это буква?
1-й ряд 30 баллов - Назовите слово, опираясь на его лексическое значение:
Длинная беговая дистанция в современной легкой атлетике. Слово происходит от названия греческого селения, близ которого в 490г. до н.э. афинский полководец Мильтиад одержал победу над персами. Чтобы порадовать афинян, он послал в Афины гонца, который пробежав 42 км, сообщил им о победе и тут же скончался.
2-й ряд 10 баллов - Назовите всегда мягкие согласные.
2-й ряд 20 баллов - Какая древнейшая в мире буква уже более 2000 лет не меняет своей формы. (О, Е, И, А)
2-й ряд 30 баллов - Назовите слово, опираясь на его лексическое значение:
Блюдо из мелких кусочков мяса, тушенных в сметанном соусе. Название происходит от имени русского графа, которому приписывают создание рецепта этого блюда.
3-й ряд 10 баллов - Назовите всегда звонкие согласные (сонорные).
3-й ряд 20 баллов - Какие две буквы можно скушать с большим удовольствием, когда они стоят рядом?
3-й ряд 30 баллов - Назовите слово, опираясь на его лексическое значение:
Английский непромокаемый плащ для ненастья из шерсти или полотна. Название происходит от фамилии химика шотландца; в 1823г., проводя очередной опыт, он измазал рукав пиджака раствором каучука и спустя некоторое время заметил, что рукав пиджака не промокает. Химик запатентовал это изобретение и основал компанию по производству непромокаемых изделий.
4-й ряд 10 баллов - Назовите всегда твердые согласные.
4-й ряд 20 баллов - В каком глаголе сто отрицаний нет ?
4-й ряд 30 баллов - Назовите слово, опираясь на его лексическое значение:
Геологическое образование, возникающее над трещинами в земной коре, по которому на поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород. Название произошло от имени древнеримского бога огня и кузнечного искусства.
Конкурс капитанов.
Перед вами появится слово, ваша задача: в течение 3 минут из этого слова составить как можно больше слов, использовать можно только буквы из данного слова.
Слово: космонавт.
4-й тур – литературный.
- каждой команде дается набор предложений по определенной теме, необходимо составить связный текст, используя все предложения.
«Горе–рыболовы»
- Рано утром, еще на заре...
- Немного позже, примерно через полчаса...
- Сбоку, в карман...
- У самой воды, на песке...
- Обеими руками, крепко-крепко...
- Кроме ерша да мелкого окуня...
«Кладоискатели»
- Однажды вечером, после захода солнца...
- У самой изгороди, с правой стороны, под дубом...
- Тут в стороне от дороги...
- Окончательное, единственное условие...
- На лбу, над правой бровью...
- На левой ноге, под коленом...
- ...., особенно тетя Даша.
5-й тур – творческий.
- командам предлагается выбрать одну из номинаций: диктор или редактор и выполнить предложенные задания.
Задания для диктора:
Прочитайте данные ниже словосочетания, соблюдая орфоэпическую и морфологическую нормы.
Создана для счастья, переведена в 7 класс, увя_шие цветы, станешь еще красивее, с об_их сторон, премировать поездкой в Москву, к первому октябр_, грущу по ва_, с 235 песнями , их (ихний?) знакомый, гостили у нее (ней?), множество собак встретил_ нас громким лаем.
Задания для редактора:
- Исправьте речевые ошибки, соблюдая морфологическую норму.
- Самый крупнейший город в мире – Мехико.
- Разработка новой темы становится все более интереснее.
- Один брат – шумный, другой – тих.
- Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
- Совсем недавно я купила очень красивую бра.
- Несколько повозок въехали на двор гостиницы.
Ответы 1-го тура:
- Кофе, рояль – м.р.
- Макарон, ботинок.
- Союз
- Вестибюль.
- ПринУдить.
- Сажают, ягуар.
- Домов, столбов, ковров.
- Водопроводчик, землепроходец.
- ОтозвАлась.
- Скользкий, местный, гладкий.
- Центнер.
- Жаль.
Ответы 2-го тура:
- 1.10.- ъ,ь
- 1.20.- ё
- 1.30.- марафон
- 2.10.- й, ч, щ
- 2.20.- о
- 2.30.- бефстроганов
- 3.10.- л, м, н, р, й
- 3.20.- щи
- 3.30.- макинтош
- 4.10.- ц, х,
- 4.20.- стонет
- 4.30.- вулкан
Ответы 5-го тура:
Задания для диктора:
Прочитайте данные ниже словосочетания, соблюдая орфоэпическую и морфологическую нормы.
Создана для счастья, переведена в седьмой класс, увядшие цветы, станешь еще красивее, с обеих сторон, премировать поездкой в Москву, к первому октября, грущу по вас, с двумястами тридцатью пятью песнями , их знакомый, гостили у нее , множество собак встретило нас громким лаем.
Задания для редактора:
- Исправьте речевые ошибки, соблюдая морфологическую норму.
- Крупнейший (самый крупный) город в мире – Мехико.
- Разработка новой темы становится все интереснее. (более интересной)
- Один брат – шумный, другой – тихий. (наоборот)
- Сегодня холодно, поэтому я надела шубу.
- Совсем недавно я купила очень красивое бра.
- Несколько повозок въехало на двор гостиницы.