Цели:
- Формирование представления о союзе как служебной части речи, умения определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, находить союзы в тексте;
- Развитие теоретического мышления учащихся.
Методические приемы:
- Аналитическая беседа.
- Анализ языкового материала.
- Работа со словарями.
- Словарная работа.
- Работа с учебной книгой.
- Работа по опорной схеме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант (по материалам предыдущего урока).
Фантазия, фантастическая история, громадная терраса, припомнить впоследствии, вследствие опоздания, в течение минуты, в продолжение полугодия, иметь в виду, ввиду заморозков, несмотря на гололед, идти навстречу колонне, изобразить на картине, резиденция президента, опасный период, осязание, на лету.
III. Мотивационное введение.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Учитель:
- Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом.
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
- Что вы знаете о союзе как части речи? (одна из служебных частей речи, служит для связки однородных членов и простых предложений в составе сложного).
Ученик 1 (с опережающим заданием):
Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.
В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.
Учитель:
- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).
Учитель:
- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари Ожегова и Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.
Ученик 2:
Страничка “Это интересно!”
Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:
- “И” – один из самых древних союзов русского языка;
- Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
- Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;
- Союз “И” является исключительно частотным словом.
Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).
IV. Разграничение функции союзов. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.
- Запишите два предложения. Сравните их. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы.
1. В саду розы и ромашки, душистый табак и лилии.
2. В саду розы, и ромашки весело головами, и душистый табак воздух ароматом, а лилии важно свои язычки к солнцу.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ], а [ - = ].
- Какие слова вы внесли в схемы? (Союзы).
- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.
Небо на востоке посветлело, и ……
Небо на востоке посветлело и ……
V. Работа по учебнику.
- Проверьте себя по учебнику. (стр. 144, § 54).
- В учебнике написано, что союзы бывают простые и
составные. Объясните, как их различать. Спишите
составные союзы из рамочки на стр. 144. Запомните
их.
VI. Работа по опорной схеме.
- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.
С О Ю З |
|||
1. По морфологическому составу |
|||
Простые: А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, ДА ТАКЖЕ. |
Составные: Потому что; так
как; |
||
2. По употреблению |
|||
Одиночные: Песни И стихи. |
Повторяющиеся: И стихи, И песни. |
Двойные: И-и; ни-ни; либо-либо; |
|
3. По синтаксическим функциям |
|||
Сочинительные: А)
соединительные: и; да; ни-ни; и-и. |
Подчинительные: А)
временные: с тех пор, как. |
VI. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.
1. Прочитайте текст и спишите его.
Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.
Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя.
2. Найдите в тексте союзы. Заключите их в овал.
VII. Игра “Собери пословицу” (работа в парах).
1. Чтобы | Надо сильным, смелым быть | Напишешь пером |
2. Что | Не вырубишь топором | Родине служить |
3. Когда | Цену вещи узнаешь | С полки не достанешь |
4. Так и | Руки не протянешь | Потеряешь |
5. Что | Смелый находит то | Ворон считает |
6. Потому что | Рассеянный ничего не знает | Робкий теряет |
7. Где | Там и счастье | Много знать |
8. Чтобы | Надо любить книгу | Труд |
9. Что | Ласковое слово | Дерево без корней |
10. Что | Калач тем и хорош | Весенний день |
11. Что | Человек без друзей | Горяч |
Ответы:
- Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
- Что напишешь пером, не вырубишь топором.
- Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
- Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
- Смелый находит то, что робкий теряет.
- Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
- Где труд, там и счастье.
- Чтобы много знать, надо любить книгу.
- Ласковое слово что весенний день.
- Калач тем и хорош, что горяч.
- Человек без друзей что дерево без корней.
VIII. Резерв. Самостоятельная работа.
Упр. 316 (прочитайте текст, спишите его, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и подчеркивая грамматические основы: 1 вариант – первые 4 строчки; 2 вариант – последние 4 строчки).
IX. Выводы по уроку. Подведение итогов.
- Что называется союзом?
- Какие бывают союзы по морфологическому составу?
- По употреблению?
X. Рефлексия.
- Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас, посмотрим, написав синквэйн.
Напоминаю, что синквэйн – это стихотворение из пяти строк.
Правила написания:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
- Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
- Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.
XI. Домашнее задание. § 54, упр. 313