Цель: Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета “Русский язык”
Задачи:
- Наблюдать за ролью имен существительных в предложении, тексте.
- Формировать коммуникативную и информационную компетентности.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
2. Повторение изученного.
- Какую большую тему мы изучаем? (Имя существительное)
- О чем говорили на прошлом уроке? (О роли существительных в предложении, речи)
- Какова роль имен существительных в предложении? (Имена существительные могут быть в предложении и главными, и второстепенными членами) (Слайд 3).
- Какова роль имен существительных в речи? (Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира). (Слайд 3).
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим говорить о роли имен существительных в предложении, речи.
4. Языковая разминка. (Одновременно проходит индивидуальная работа – 5 человек работают по индивидуальным карточкам).
Запись предложения под диктовку:
Дует ветер со снежком, Дед Мороз идет с мешком.
- Объясните орфограммы.
- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
- Синтаксический разбор предложения.
- Как быть, если слово проверить нельзя? (Надо воспользоваться словарем.)
- Читает ли кто-нибудь из вас словари?
- Полезное ли это дело? Давайте узнаем мнение одного французского поэта.
Упражнение 109 с.90. прочитайте задание.
Задание:
Прочитайте текст. Какова его главная мысль?
(Текст читает ученик).
Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришел к другому поэту Теофилю Готье. Готье спросил его: “Читаете ли вы словари?” Бодлер ответил, что читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.
Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?
И все-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
Создание словарей – задача особой отрасли науки о языке – лексикографии.
(По “Энциклопедическому словарю юного филолога”).
- Главная мысль в тексте: Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Она сформулирована в тексте. (Слайд 4).
- Давайте запишем это предложение. Оно будет девизом нашего урока.
- Какое еще предложение выражает главную мысль текста?
- Сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей! (Запись в тетради) (Слайд 4).
- Чем занимается лексикография?
- Создание словарей – задача особой отрасли науки о языке - лексикографии. (Слайд 4).
- Предположите, как образовано слово лексикография?
- Лексикография (от греч.лексикон-словарь, графо-пишу) – наука о словарях.
5. Игра “Узнай словарь”.
Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем. (Выходят 3 мальчика)
1) Мое назначение – объяснять, что означают
слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем
толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый
словарь) (Слайд 5).
2) Благодаря мне можно избежать повторения одного
и того же слова, сделать речь точной,
выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь
синонимов) (Слайд 5).
3) Моя словарная статья начинается парой слов,
которые являются одной частью речи. Эти слова
противоположны по значению. (Словарь
антонимов) (Слайд 5).
- В каком словаре можно узнать о многозначности слов? (Толковом).
- Ребята, существуют и другие словари – орфоэпические, орфографические, словари иностранных слов, энциклопедические и др. (Показ). Но мы сегодня будем говорить о словаре толковом, словаре синонимов и антонимов. Поэтому в тему урока мы добавим слова: синонимы, антонимы, многозначные слова.
- Какую цель для себя мы поставим?
- Цель урока: выяснить, какую роль в речи играют существительные-синонимы, антонимы и многозначные слова (Слайд 6).
6. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием: определить, из какого словаря статья и доказать свое мнение.
(Слайд 7).
Карточка 1.
Жилище, дом, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, крыша (над головой); жильё (разг.); кров (уст.); кровля (уст.) / неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг.) / тёмное, тесное: нора (разг.)
- Как строится словарная статья?
- В каком случае вы обратитесь к этому словарю?
Карточка 2.
Жилище, -а, ср. Помещение для жилья. Благоустройство жилищ.
- Как строится словарная статья?
- В каком случае вы обратитесь к этому словарю?
Карточка 3.
Друг – враг.
Преданный друг – злейший враг. Виноват ли я, нет ли, пусть теперь об этом судят друзья и враги.
- Как строится словарная статья?
В каком случае вы обратитесь к этому словарю?
(Выслушивается мнение и доказательства каждой группы).
- Чем отличаются словари по построению?
Физминутка (Слайд 8).
Упражнение 110 с.91.
Задание:
В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове гроза. Что означают цифры 1 и 2 в словарной статье? В каком значении может употребляться это существительное? (Слайд 9,10)
Прочитайте предложения. В каком значении в них употреблено слово гроза? Как ты это определил?
1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом! (Ф. Тютчев)
2)
- Кто идет?
- Том Сойер, Черный Мститель Испанских морей.
Назовите ваши имена!
- Гек Финн, Кровавая Рука, и Джо Гарпер, Гроза
Океанов. (М. Твен)
3) Но гроза была сухая, без дождя; только ветер поднялся холодный, порывистый; деревья качались тревожно и скрипели. (С.Голицын)
Упражнение 111 (самостоятельно).
Задание:
Найди в толковом словаре имена существительные, у которых не одно, а несколько значений. Составь и запиши предложения с этими существительными в разных значениях. Какой вывод ты можешь сделать после выполнения упражнений 110 и 111?
Вывод: Имена существительные употребляются в речи в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно, а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
Все значения многозначного слова чем-то похожи, имеют что-то общее.
Как появляется у слова переносное значение? Люди наблюдают окружающий мир, внимательно присматриваются к отдельным предметам, сравнивают их и замечают сходство. На основе этого сходства название одного предмета переносится на другой, то есть слово употребляется в переносном значении.
Упражнение №113 (по заданию).
Задание:
Прочитай отрывок из повести Л. Кассиля “Кондуит и Швамбрания”. С помощью каких слов автор передает гнев отца? В чем особенность этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?
Все началось с того, что пропала королева. Самое ужасное заключалось в том, что это была папина королева. Папа увлекался шахматами, а королева, как известно, весьма полномочная фигура на шахматной доске.
На наши стриженые головы надвигалась неотвратимая гроза. И вот приехал папа.
Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал.
- Какую роль в речи играют существительные-синонимы, антонимы и многозначные слова?
(Слайд 11).
Вывод: Синонимы в речи используются: для более точного выражения мысли, для выражения эмоциональной окраски, как средство преодоления неоправданного повтора одного и того же слова. Антонимы в речи используются для контрастных образов, резкого противопоставления признаков, явлений.
7. Игра “Подбери слово”.
Я называю слово, 1 ряд подбирает к нему синоним, 2 ряд – тоже синоним, 3 ряд – антоним.
Родина, отчизна, отечество – чужбина.
Смелость, отвага, храбрость – трусость.
Доброта, добродушие, добросердечие, благодушие –
злость.
Загадка, шарада, ребус – отгадка.
8. Работа над развитием устной и письменной научной речи.
Упражнение 115.
Задание: поработай над своей письменной научной речью. Представь, что тебе нужно написать небольшой текст для учебника русского языка на тему: “Роль имен существительных в речи”. Напиши этот текст, используя план.
Ученики устно составляют по плану рассказ, который предстоит записать дома.
(Слайд 12).
“Роль имен существительных в речи”.
- Что называют имена существительные?
- Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения?
- Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.
- Использование в речи имен существительных в прямом и переносном значении.
- Имена существительные – синонимы и антонимы.
9. Итог урока.
- Когда человек обращается к словарям?
- Что можно узнать из разных словарей об именах существительных?
- Могут ли одни и те же существительные встречаться в разных словарях? Приведите примеры.
10. Домашнее задание.
Записать текст “Роль имен существительных в речи”, привести примеры, кому трудно привести примеры, можно воспользоваться учебником. (Дифференцированно). Выставление отметок.
Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь,
Со всеми попрощайтесь.