ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛОК.
1. Какой из предложенных отрывков является текстом?
1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце
светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик
получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на
востоке уже светлело. Деревья понемногу
выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся
сильный, свежий ветер. (Б. Полевой)
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК.
1. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания?
Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.
Восстановите первоначальный текст.
2. Данный отрывок не разделен на предложения. Является ли он текстом? С чьим рассуждением вы согласны?
Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звездочки деревья сливались в одну темную массу стояла тишина в тихий зимний день вхожу в лес на лыжах чистые сугробы лежат под деревьями над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берез.
1 ученик | 2 ученик |
1. Делю отрывок на высказывания,
расставляя знаки препинания. Вечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. На высоком небе робко проступали первые звездочки. И т.д. |
1. Нахожу границы высказывания и ставлю знаки препинания. |
2. Высказывания связаны друг с другом,
образуют целостную смысловую единицу речи. Это самостоятельное законченное сообщение. |
2. Смотрю, связаны ли высказывания между собой. Нет. В отрывке говорится то о сентябрьском вечере, то о зимнем дне. |
3. Делаю вывод: данный отрывок является текстом. | 3. Нет общей темы, нельзя озаглавить этот отрывок. |
4. Делаю вывод: данный отрывок текстом назвать нельзя. |
Может быть, вы предложите свой вариант рассуждения?
3. Две группы учащихся, анализируя различные тексты, должны были выявить свойства, которые делают текст текстом. Какая группа, на ваш взгляд, справилась с заданием лучше? А как бы вы выполнили это задание?
Группа “А” | Группа “Б” |
1. В тексте предложения связаны темой. | 1. В тексте есть общая тема. |
2. Тексту можно дать заголовок. | 2. Автор доносит до читателя определенную мысль. |
3. Предложения должны передавать одну мысль. | 3. Связь между высказываниями. |
4. Все действия происходят в одном времени. | 4. Текст должен передавать законченное сообщение. |
5. Текст можно озаглавить по теме или основной мысли. |
4. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.
Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.
(Задание предложено Потаповой Юлей, 5 класс).
Составьте свое задание, подобное этому.
5. Найдите в тексте слова, выражающие основную мысль, и объясните их значение.
В лесу.
Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки…
Ой! –
Глаза у страха
велики.
В. Левановский.
6. Определите тему и идею данного текста.
Ветер, ветер, ветер,
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи,
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
Мокрый листопад,
Взрослые и дети
По небу летят.
Как вы думаете, сколько здесь текстов: 2 или 1.
7. Познакомьтесь с текстами.
1) Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
(По А.И. Куприну)
2)
- Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная
собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой,
это его так постригли.
3) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький и большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, черный, серый, коричневый.
Составьте модели речевой ситуации (Рс) для каждого текста, воспользовавшись общей схемой:
Определите стиль речи для каждого текста. Какие еще доказательства, кроме речевой ситуации, вы можете привести в защиту своей точки зрения?
8. Определите тип речи для каждого из данных текстов. Обоснуйте свою точку зрения.
1) Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.
2) Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…(По А.Н. Толстому)
3) На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла. (По А.И. Куприну)
9. Объясните, почему слово честный пишется с буквой “Т”. Каким типом текста вы воспользуетесь в своем ответе? Докажите.
10. Ученикам 5-го класса предложили дать описание клубники. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по-вашему, правильно выполнил задание? Докажите свою точку зрения.
Какие средства языка помогли автору ярко “нарисовать” предмет, передать свое отношение к нему?
1) В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зеленые ягоды. С каждым днем они становились все крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды.
2) Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка, У нее дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зеленый воротничок. Очень красиво!
11. Перед вами два текста. Согласны ли вы с тем, как ученики определили тип текста? Приведите свои доказательства.
1) Есть у меня пес. Имя у него Бобка, а зовут его Вихляйка. Он только чуть-чуть побольше кота. Мордочка у него будто улыбается, и всегда язык на сторону висит. (Е. Чарушин) |
Я считаю, что данный текст является описанием, так как в нем “нарисована” картина. |
2) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. (Г. Ганейзер, В. Парини) |
По-моему, это высказывание – рассуждение, потому что в нем сообщаются точные сведения о пластмассе. |
12. Определите тип текста, который можно использовать в сочинениях на данные темы. Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи?
- Зачем мне нужна собака?
- Моя собака.
- Как мы однажды с собакой гуляли.
13. Когда вы пишете сочинение, вы создаете свой текст. Перед вами беспорядочный набор действий, которые рекомендуется выполнять при написании сочинения на заданную тему. Приведите его в систему, для чего расположите действия в нужной последовательности. Предлагаемый вами порядок обоснуйте.
- Самостоятельно решить вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой);
- Вдуматься в формулировку темы, выделить слова, указывающие границы темы;
- Усовершенствовать текст;
- Составить рабочий план;
- Определить для себя основную мысль, наметить ход ее развития;
- Решить, какие типы текста понадобятся для раскрытия микротем и проведения основной мысли;
- Систематизировать материал, уточнить план, обдумать построение каждой части, требования к средствам языка;
- Написать сочинение;
- Собрать конкретные сведения – с учетом темы, стиля, основной мысли, выбранных типов текста;
- Прочитать написанное и постараться оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание.
В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:
- Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская “Речь, язык и секреты пунктуации”
- Т.Ю. Угроватова “Подсказки на каждый день”
- “На берегах Лингвинии” под ред. Л.Д. Чесноковой
- А.Т. Арсирий “Занимательные материалы по русскому языку”
- Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова