Обобщающий урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении" (9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".
  • Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов связи в них.
  • Воспитывающая: совершенствование навыков культуры устной речи.

Оборудование урока: урок проводится в компьютерном классе, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

Орг. момент.

Приложение 1.

Объявление темы урока, определение целей и задач. Выбирается экспертная группа (2-3 человека) из числа учащихся, хорошо усвоивших данную тему. Задача экспертной группы - оценить полноту и правильность ответов товарищей, отметить в соответствующих листах степень участия каждого учащегося класса в работе. (Приложение 2). Класс делится на группы в зависимости от количества учащихся.

Теоретическая часть: учащиеся дают характеристику каждому виду придаточных предложений, приводят свои примеры. Проверка и уточнение проводятся с использованием компьютерной презентации. Те, кто затрудняются, могут воспользоваться примерами из учебника или из домашних упражнений.

  1. Сколько групп придаточных предложений выделяется в русском языке? Назовите их.
  2. На какие вопросы отвечают придаточные предложения каждой из 3-х названных групп? (2 слайд).
  3. В чем особенности определительных придаточных предложений? Дайте их полную характеристику. (3 слайд).
  4. Чем отличаются местоименно-определительные придаточные от придаточных определительных? (4 слайд).
  5. Охарактеризуйте придаточные изъяснительные предложения. (Слайд 5). Как отличить союз от союзного слова? (Слайд 6).
  6. Назовите, какие виды придаточных обстоятельственных есть в русском языке? (По мере того как учащиеся называют придаточные обстоятельственные, пролистываются соответствующие слайды презентации (слайды 7-16).
  7. В чем отличие простого союза от составного? Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с составными союзами? (Слайд 17).
  8. Какие придаточные предложения считаются предложениями с взаимообусловленными частями и в чем их отличие от других придаточных предложений? (Слайд 21).

Работа со схемами. Учащимся демонстрируются схемы на карточках или на интерактивной доске, они записывают в тетрадях ответы, указывая вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Слайды 22, 23).

1.[:глаг. + указ. слово так ], (союзн. слово как:). (Образа действия).

2. .[: туда ], ( где:). (Места).

3. (Пока :), [: ]. (Времени).

4. .[:сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое:). (Определительное).

5. (союзн. слово кто), [ указ. слово тот: ], (Местоименно-определительное).

6. .[:оттого], (что:). (Причины).

7. [:глаг. ], (союзн. слово что:). (Изъяснительное)

8. (Несмотря на то что:), [: ]. (Уступительное).

9. .[:, (чтобы:), : ]. (Цели).

10. .[: ], (словно:). (Сравнительное).

11. [:, (если:), : ]. (Условное).

12. [: ], (потому что:). (Причины).

Распределительно-цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 3 столбика номера предложений:

  • в 1-й столбик - СПП с придаточными определительными;
  • во 2-й - СПП с придаточными изъяснительными;
  • в 3-й - СПП с придаточными обстоятельственными.

1) Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес. 2) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. 3) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 4) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне. 5) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 6) Над долиной, где мы ехали, сгустились тучи. 7) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. 8) Самые скромные дела становятся подвигом, если они освящены подлинной страстью. 9) Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде. 10) Двое уже ехали к месту, откуда должны были пускать собак. 11) Когда наступает весна, природа оживает. 12) По птичьему следу не узнаешь, куда птица улетела.

Ключ: 1-й столбик - 2, 3, 6, 10; 2-й столбик - 1, 4, 12; 3-й столбик - 5, 7, 8, 9, 11.

Практическая часть. На мониторах выведены задания для каждого учащегося. Задача - расставить знаки препинания, определить виды придаточных предложений, указать средства связи (союз или союзное слово). В случае затруднения можно воспользоваться сводной таблицей или консультацией экспертов.

По ходу выполнения работы учитель вместе с экспертами проверяет выполненные задания, отмечая для себя номера предложений, вызвавших затруднения у учащихся. По окончании работы данные предложения разбираются коллективно с соответствующими комментариями и записываются в тетради. Составляются их схемы.

Подводится итог работы, выставляются оценки.

Д/з по учебнику С.Г.Бархударова упр. 196 (письменно), упр. 198 (устно). Каждая из 3 групп готовит сообщение на выбранную тему.

Данную презентацию можно использовать и по ходу изучения различных видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.

Приложение 1.