Представленный урок «Меткие, озаряющие слова… (Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.)» интегрированный, по программе М.М. Разумовской, 6 класс.
Задача данного урока – расширить представление обучающихся о номинативной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи, а также сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определённых языковых форм, при этом предупреждая речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
Для реализации данных задач была выбрана форма урока – заседание лингвистической лаборатории – и методы – практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения) и частично-поисковые. Форма обучения коллективная и индивидуальная.
Работа на уроке проходила в несколько этапов.
На этапе подготовки к активному и сознательному восприятию материала обучающиеся, анализируя формулировку темы и эпиграф к уроку, определяют цели урока – расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастий и деепричастий в нашей речи.
Далее в ходе лингвистического эксперимента (работа с отрывком из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») ребята приходят к выводу, что при помощи глагольных форм создаётся в тексте динамика, напряжённость действий, их последовательность. А высказывание А.С.Пушкина (упражнение № 397) является своеобразным «мостиком» к анализу художественных текстов – поэтических и прозаических – для определения функций причастия (они не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе становления, изменения, потому что причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного). Индивидуальные задания «Вырастить предложение» и «Лингвистическая задача» закрепляют информацию о роли причастия в художественных текстах.
Высказывание Д.В.Григоровича (упражнение № 404) и стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад» помогают определить экспрессивные возможности деепричастия в речи – они создают напряжённость действия. Исследование роли деепричастий в произведениях УНТ подтвердили сделанные ранее выводы.
Закрепление изученного на уроке ведётся на материале упражнения № 409.
Итогом работы лингвистической лаборатории стал мини-отчёт «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля», анализ которого позволил сделать вывод, что обучающиеся усвоили материал хорошо и отлично.
Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин
Цели:
- Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
- Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
- Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать; знание определений; умение работать с учебником.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный).
Форма урока. Заседание лингвистической лаборатории.
Методы:
- практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);
- частично-поисковые.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.
Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).
Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?
Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?
Определите цель нашего урока.
= расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.
III. Сообщение целей урока.
ЗНАТЬ: | УМЕТЬ: |
|
|
IV. Усвоение новых знаний.
1. Лингвистический эксперимент.
Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)
! Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
! Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
! Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
? Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
=при помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.
Упражнение 397.
А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?
2. Анализ художественного текста.
А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих – столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих – столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)
! Найти причастия, обозначить суффикс, Д.-С.; синтаксическая роль.
! Прочитать вслух все тексты.
! Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?
= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.
? Почему это возможно?
= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.
3. Индивидуальное задание. «Вырастить предложение».
? С помощью каких выразительных средств мы создали образ ландыша?
=А вот как увидел ландыш С.Я.Маршак. (Упр.398).
? Какие средства выразительности использовал поэт в своем стихотворении?
(Коллективная работа по упражнению).
? Найти прилагательные и причастия. Какую роль выполняют в тексте?
4. Индивидуальное задание. Лингвистическая задача.
Дано: текст. /Жюль Верн, «Таинственный остров», гл. 1/ (Учебник литературы, стр. 265.)
Найти: причастия, определить роль в данном тексте.
Решение: лингвистический текст (роль причастия в текстах художественного стиля).
? В текстах какого типа речи чаще всего встречаются причастия, имеющие экспрессивную окраску?
= описание (признак как действие)
? Почему?
5. Упражнение 404 ( высказывание Григоровича)
? Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?
? О какой форме глагола идет речь?
? Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.
6. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (Выразительное чтение наизусть).
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре!
? В чем необычность этого стихотворения?
? Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
? Почему записано столь необычно?
? Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
? В чем особенность деепричастий?
= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.
? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.
7. ?Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?
= Исследовать эту проблему мы попросили младших научных сотрудников нашей лаборатории.
(Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.)
Индивидуальное задание. (Рисунки к фразеологизмам.)
Ученица. Попробуйте создать шуточный текст-зарисовку в 4-6 предложений, используя фразеологизм. Например, такой, как получился у меня.
8. Творческая лаборатория.
! Создать текст по зашифрованному на рисунке фразеологизму.
V. Закрепление нового материала.
Упражнение 409.
VI. Домашнее задание (по выбору).
- Упражнение 407.
- Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».