Русский язык
-
Биография одного слова 2010
В газете «Русский язык» (№ 22, 2008) я прочитала фрагмент урока «Биография одного слова». Очень заинтересовалась работой своих коллег, решила подобную работу организовать в своем классе. Ребята исследовали слова по плану, предложенному авторами статьи. Тему взяли серьезную: исследовали биографию слова «Родина».
-
Урок-зачет по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5-м классе 2010
В ходе урока обобщаются знания учащихся по изученному материалу, проверяется умение различать простые и сложные предложения, определять структуру таких предложений, выделять в предложениях обращения и прямую речь.
-
Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи и в составе предложения 2010
Урок помогает закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения; повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым.
-
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе "Имя числительное, или Как математика с русским языком подружилась" 2010
Форма проведения урока – урок-путешествие. Активизация познавательной деятельности учащихся решается через постановку проблемных вопросов, обращение к личному опыту и имеющимся знаниям, использование театрализации, различных заданий, видов деятельности и источников информации.
-
Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" 2010
Урок русского языка в 3-м классе по программе "Школа–2100". На уроке учащиеся знакомятся с новой орфограммой – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова.
-
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров (практическая работа для обучающихся 1-го курса НПО) 2010
В основу проведения практической работы положена методика "Номера", когда учебная группа делится на три подгруппы. Данная методика позволяет систематизировать и обобщить полученные обучающимися ранее знания в рамках личностно ориентированного подхода.
-
Игра по русскому языку для старшеклассников "Брейн-ринг" 2010
Мероприятие способствует привитию интереса к русскому языку, формированию языкового чутья.
-
Обобщающий урок в 7-м классе в форме игры "Умники и умницы" по теме "Служебные части речи" 2010
Обобщающий урок в 7-м классе проводится в форме игры «Умники и умницы». В ходе игры учащиеся имеют возможность повторить теоретические сведения о предлогах, союзах, частицах, правила слитного и раздельного написания служебных частей речи, а также поупражняться в их правописании.
-
Реализация интегрированного подхода в условиях школы-интерната VIII вида в процессе преподавания дисциплин естественного и языкового циклов 2010
Интеграция в образовательном процессе рассматривается и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Интеграция предметов естественного и языкового цикла позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Работа над ошибками в сочинении по картине О.Д. Яновской "Ждут" 2010
Представлен конспект урока русского языка в 5-м классе. Имеет образовательные, развивающие задачи. Используются разнообразные формы работы. Занятие направлено на отработку способа устранения речевых ошибок в письменной и устной речи, а также углубление знаний по развитию речи.
-
Урок-обобщение по теме "Имя числительное" (6-й класс) 2010
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к русскому языку.
-
Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис словосочетания и односоставного предложения (11-й класс) 2010
Урок русского языка в 11-м классе является подготовкой к ЕГЭ с целью повторения и систематизации знаний о словосочетании, об односоставных предложениях; совершенствования навыка синтаксического разбора словосочетания и односоставного предложения.
-
Тема урока: "Пунктуация в простом и сложном предложении" (в рамках элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку") 2010
Учителем разработан элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» с использованием ИКТ. Каждое занятие сопровождается мультимедийной презентацией, что делает повторение материала более наглядным и доступным. Кроме того, это позволяет учителю быстро проверить усвоение материала и при необходимости еще раз остановиться на заданиях, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
-
Урок русского язык в 11-м классе "Разбор заданий ЕГЭ (орфоэпия, орфография, синтаксис, анализ текста)" 2010
Цель занятия – закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. Все задания орфоэпической разминки проводятся с использованием интерактивной доски. Работа по группам (разбор подготовленных вопросов по орфографии и синтаксису). Большая работа проводится над вступлением к сочинению.
-
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 2010
Урок представляет собой практическое занятие по теме. В разработку включены такие формы работы, как эксперимент, исследование, комплексный анализ текста. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
-
Деловая игра "Знатоки русского языка". Урок русского языка в 3-м классе 2010
Во время урока учащимся предлагаются разноуровневые задания, которые взяты из пособий для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку. Сложные, но одновременно интересные творческие задания развивают умение разбирать слова по составу; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
-
Межпредметные связи как одна из возможностей проявления творчества учителя в учебном процессе (на материале немецкого и русского языков) 2010
Эта статья является первой из цикла статей о межпредметных связях русского и немецкого языков, в которой разрабатывается система упражнений, создающих проблемную ситуацию на уроке. Материал может быть использован на уроках русского языка, немецкого языка, в школьных олимпиадах, во внеклассной работе.
-
Игровые обучающие программы 2010
В пакет дидактических материалов вошли игровые обучающие программы, разработанные с помощью программы MS PowerPoint. Эти программы можно использовать как при изучении нового, так и для закрепления изученного материала. Эта работа может проводиться коллективно и индивидуально, в зависимости от целей урока и уровня подготовленности учащихся.
-
Интегрированный урок литературы и русского языка с использованием информационных технологий 2010
Тема урока позволяет учителю не только познакомить учащихся с поэзией Б.Пастернака, но и отработать умения различать изобразительно-выразительные средства языка. Это поможет использовать полученные знания для успешной сдачи ЕГЭ.
-
Школьный курс "Культура речи" 2010
Авторский курс направлен на повышение речевой культуры учащихся, то есть на освоение языка на уровне правильности и овладение качествами хорошей речи. В статье описывается программа курса в целом, рассказывается о специфике уроков культуры речи, приводятся примеры различных тренировочных и творческих заданий.
-
Роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки. Элективный курс по русскому языку "Моя орфография" 2010
Предлагаемый элективный курс по русскому языку окажется полезным для отработки орфографических навыков, а в дальнейшем – показателем грамотного делового письма и делового речевого общения.
-
Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа" 2010
На уроке развития речи в 7-м классе углубляются представления учащихся о жанровых особенностях репортажа, совершенствуется навыки написания сочинения в жанре репортажа, создаются условия для реализации коммуникативных и креативных возможностей обучающихся, формируется интерес к профессии журналиста.
-
Обобщение изученного по теме "Прямая речь. Диалог" (урок в 5-м классе) 2010
Урок проводился с помощью интерактивной доски, что способствовало формированию познавательной активности учащихся, развитию интереса к русскому языку. Использование произведений литературы родного края воспитывает чувство любви к малой родине.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Правописание суффикса -чик- (-щик-)" 2010
Задания, предложенные на данном уроке, подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и позволяют обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.
-
Дифференциация дополнительных и развивающих заданий при анализе мини-текстов на уроках русского языка в 5–7-х классах 2010
Составлена схема уровневой дифференциации при анализе текста. Работе ведется по карточной системе. Разработана модель системы составления дидактических заданий, ориентированная на реализацию технологии уровневой дифференциации в условиях индивидуального обучения.
-
"Научить любить учиться!" (Некоторые аспекты подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения) 2010
Задание С ЕГЭ вызывает естественную тревогу учителей-словесников. Предлагаю три шага подготовки (в сжатые сроки) к написанию сочинения-рассуждения. Схема, предлагаемая вам, используется на первом этапе подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Если для сильного и среднего ученика данная схема – точка отправления, то для слабого – спасательный круг.
-
Преподавание русского языка. "Рисуем правила" 2010
Данная статья отражает опыт работы по результатам обучения правилам русского языка. Учащиеся, зная формулировки правил, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Зазубривание, формализм при усвоении теоретических сведений подавляет стремление учиться, творчески мыслить.
-
Работа с текстом на уроках русского языка 2010
Главное на уроке - совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение, речевое высказывание.
-
Сумеем ли мы воспитать любовь к родному языку? 2010
Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к русскому языку как к учебному предмету и сетуют на безграмотность, то думается, что выход из этой ситуации – в освоении речевых богатств родного и иностранных языков, в приобщении к культурному наследию своего и иных народов. Хочется надеяться, что свобода выбора учителем программы, учебников, методики позволит справиться с проблемой.
-
Урок русского языка по теме "Функциональные стили речи" 2010
Урок призван углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.