Цель: расширить представления учащихся об особенностях художественного описания (помещения) и подготовить детей к описанию картины Т.Н.Яблонской «Утро»; развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся; воспитывать эстетические чувства (на примере творчества Т.Н.Яблонской).
Оборудование: репродукция картины, проекторная доска, музыкальное сопровождение, приложения
Тип урока: урок развития речи.
Вид урока: обучающий.
Ход урока
1. Организационно- психологический момент.
2. Целеполагание.
Посмотрите на доску, прочитайте внимательно тему урока и постарайтесь определить цель нашего занятия?
(Сегодняшний урок развития речи будет посвящен подготовке к написанию сочинения по картине Т.Н.Яблонской «Утро». Мы будем учиться составлять связный текст по картине и выражать в нём своё настроение, передавать ощущение от увиденного.)
Слово учителя: вы всё сказали совершенно правильно, но я хотела бы обратить ваше внимание на то, что мы будем описывать картину в художественном стиле, постараемся понять настроение художника в момент написания полотна, её замысел.
3. Активизация мышления.
Слово о художнике. Слайд № 2,3. (Подготовленный ученик)
Слово учителя:
ребята, на уроке мы будет описывать картину, а для того, чтобы вы хорошо справились с этой задачей, представим, что мы на в художественной галереи, куда мы ездили в прошлом году, и находимся на экскурсии, посвященной творчеству Т.Н.Яблонской. Вам известно, что Алина занимается в художественной студии, знакома с творчеством многих живописцев, поэтому она попробует себя представить в роли экскурсовода.
Слова ученицы.
Автор картины, которую мы будем описывать, Татьяна Ниловна Яблонская. Т. Н. Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Она изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.
В 1935—1941 годах училась в Киевском государственном художественном институте, закончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского).
На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:
1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции;
1958 — Всемирная выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская была награждена бронзовой медалью за картину «Хлеб» (1949).
Начиная со студенческих лет, она имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.
Слово учителя:
сегодня на уроке мы с вами окунёмся в волшебный мир искусства. Ничто так не помогает разгадать тайну внутреннего мира человека, как прослушивание музыки, просматривание картин или чтение книг. Я предлагаю прослушать отрывок из музыкального произведения.
1. В какое время года и суток вы себе представляете, слушая данную композицию? (раннее утро, весна)
2. Какие ассоциации вызывает у вас слово «утро»? (собираюсь в школу, пение птиц, светит солнце, хорошее настроение)
3. Подберите эпитеты к слову «утро». ( Раннее, солнечное, весеннее, прохладное, сияющее, чудесное) Слайд № 4.
4. Подготовка к восприятию.
1. Рассмотрим репродукцию картины Т.Н.Яблонской «Утро». Слайд № 5
- Каков сюжет картины? ( На картине изображена комната девочки. Хозяйка комнаты только что проснулась и, видимо, делает зарядку.)
- Что, прежде всего, приковывает наше внимание? (Девочка)
Слайд № 6. Из интервью с дочерью художницы стало известно, что на картине изображена именно она, дочь Татьяны Ниловны Елена, в возрасте 13лет.
«В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек, - говорит Елена Бейсембинова. - Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов!»
- Действительно, в центре репродукции мы видим школьницу. Охарактеризуйте её с помощью оценочных определений. (Аккуратная, тоненькая, спортивная, стройная, подтянутая).
2. Что делает девочка? Опишите с помощью словосочетаний, которые передают действия, динамику.
(Делает зарядку, поднимая руки вверх, немного прогибаясь, девочка потягивается после сна, стоит в позе «ласточки», вытягивает ногу). Слайд № 7.
Итак, вы дома будете писать сочинение, а к какому типу речи отнесём ваши будущие работы? (Описание)
На прошлом уроке мы познакомились с описанием помещения. Какова формула и структура описания помещения? Слайд №8.
Описание помещения – перечисление неодушевленных предметов в состоянии покоя, создающих картину комнаты, помещения, улицы и других мест.
Структура.
- общее представление о помещении
- описание деталей
- оценка (выводы)
Формула.
Что? – Какое?
Вы совершенно правильно сказали, что наше внимание привлекает девочка. - В какой обстановке её изобразила художница? (в комнате)
Сочинение должно быть написано в художественном стиле. В чём особенности описания помещения в художественном стиле? (Наличие эпитетов – оценочных определений.)
5. Эвристическая беседа по картине, составление рабочих материалов.
- Опишите комнату девочки, используя эпитеты, по следующим критериям: общее впечатление, интерьер, изображение окна, стен
Общее впечатление о комнате? | Комната солнечная, просторная, много воздуха и света, блестящий паркетный пол, не заставлена мебелью |
Опишем интерьер. | Круглый стол, кувшин, деревянная кровать, белоснежное постельное бельё, декоративная тарелка, кашпо с вьющимся цветком, цветок изящно свисает с балконной двери, чистота и уют, цветы на подоконнике. |
Изображение окна, стен. | Окно – высокое, в виде арки, выходит на северо-восток, рама белая . Потолок – высокий, стены - бежевые, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды |
6.Составление примерного плана сочинения.
Перед вами план с пропусками некоторых пунктов. Давайте восстановим их.
1) Утро в городе.
2) ……. (мебель, украшения, одежда).
3) Хозяйка комнаты:
а) …….;
б) Что делает девочка.
4) …….1) Утро в городе.
2) Комната девочки (мебель, украшения, одежда).
3) Хозяйка комнаты:
а) Описание внешности;
б) Что делает девочка.
4) Впечатления, полученные от просмотра картины.- Какие части можно поменять?
- А композиционные части работы переставить нельзя?
7.Предупреждение речевых ошибок.
На листах написаны только первые слова, вы будете работать по рядам, затем зачитывать написанное.
Девочка - она, хозяйка комнаты, героиня, школьница, ученица, главный персонаж картины.
Изображено на картине, показано, нарисовано, передано
Художница запечатлела, создала, написала, представила
Девочка одета в, но на девочке надеты.
Расположение предметов: справа, слева, в центре, на переднем плане
Слайд № 9
8. Словарно-лексическая работа.
Дома вы должны били выписать определения таких слов, как кашпо и эстамп.
Кашпо ср. несклон. Декоративная - обычно керамическая - ваза, в которую ставят цветочный горшок.
Эстамп м. Печатное воспроизведение какого-л. изображения, выполненного самим художником или мастером-гравером на дереве, камне, линолеуме, металле.
9.Орфографическая работа.
- Объясните орфограммы некоторых слов, которые вы будете, возможно, использовать на уроке.
Весеннее, аккуратная, раннее, изобразить, паркет, деревянный, пионерский, собираться, сложенная. Слайд № 10
10.Коррекционная работа.
- Найдите ошибки в сочинении.
Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображена девочка с комнатой, в комнате стол и кровать.
В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.
На переднем плане картины стол с только что принесенным завтраком. На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Она худощавая и высокая. На спинке стула висит пионерский галстук и лежит школьная форма. Рядом с девочкой изображен стул.
На заднем плане была изображена стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами.
- Почему нельзя описывать картину в прошедшем времени, а нужно в настоящем? (Это позволит избежать повторения глагола быть (была), кроме того, то, что изобразил художник, есть и сейчас — когда мы описываем картину.) Нарушения в композиции сочинения, речевые повторы, логические ошибки в построении текста (порядок предложений). Слайд № 11
11.Закрепление полученных знаний.
- Какова основная мысль сочинения?
Основная мысль сочинения (для чего написан текст?) – это душа сочинения, его стержень, то, для чего оно написано, то, что хотел сказать автор.
Красота обыкновенной жизни является идеей (основной мыслью) этой картины. Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь. Слайд № 12
Отработка вступления. Чтение позитивного образца.
Слово учителя: при написании сочинения необходимо тщательно продумать вступление, потому что именно в начале работы закладывается эмоциональный тон, ваше настроение от увиденного или прочитанного, формулируется идея работы.
Сравните два вступления. Какой текст является более образным и почему?
Слайд № 13
1. Картина Т. Н. Яблонской «Утро» несёт бодрость и неподдельную радость встречи нового дня. Яркие лучи раннего весеннего утра врываются в комнату сквозь открытые настежь двери балкона. «Здравствуй, новый день!» - с этими словами девочка вскакивает с кровати навстречу солнцу. За окном – утренний туман, но весёлые лучи пробивают его, пробуждая всё вокруг.
2. На этой картине изображена комната девочки. За окном утро. Ученица только что проснулась.
Не забудьте продумать и заключение работы. Оно должно перекликаться с темой сочинения и вступлением. Заключение должно быть эмоциональным и ярким, небольшим по объёму.
На картине нет ничего лишнего, всё сочетается и гармонирует друг с другом.
Глядя на эту картину, мои родители вспоминают своё детство, им становится тепло на душе. Я смотрю на девочку и почему-то уверена, что она прилежная ученица. И если бы мы с ней встретились, то обязательно поладили бы.
Я переглядываюсь с родителями и улыбаюсь. Нам всем хорошо.
12. Домашнее задание:
написать сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро». Вы можете взять все рабочие материалы домой и использовать их при создании сочинения. Наш урок мы начали со слайда, на котором изображён мальчик, получавший за свою работу отметку «пять». Я желаю, чтобы все вы тоже справились со своим сочинением на «отлично». Спасибо. Слайд № 14