Существуют определенные правила и принципы ведения педагогической мастерской:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.
- Право каждого на ошибку. Самостоятельное предопределение ошибки – путь к истине.
- Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве действовать по своему усмотрению.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает , с одной стороны, интерес, с другой, – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом, это стимулирует творческий процесс.
- Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Основная его задача состоит в некоторой фиксации достигнутого учащимися.
ХОД УРОКА
1. Приветствие учителя
– Сейчас Вашему вниманию я предлагаю некоторые этапы урока русского языка, проведенного по этой технологии. Тема урока «Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте».
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о типах односоставных предложений.
- Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.
- Уметь использовать данные конструкции в собственной речи.
– Уважаемые учащиеся, сейчас мы сформируем временные творческие коллективы по знакам зодиака (это предполагает объединение в группы по мотиву случайности). Для каждого творческого коллектива определим тип односоставного предложения (определенно-личные – овны, львы, стрельцы; неопределенно-личные – близнецы, весы, водолеи; безличные – раки, скорпионы, рыбы; назывные – тельцы, девы, козероги).
2. Индуктор
Звучит музыка Булата Окуджавы «Давайте восклицать»
– Какие ассоциации – слова вызвали у Вас
строчки песни Булата Окуджавы? Запишите,
покажите своим коллегам по мастерской, обсудите,
приготовьтесь к ответу.
Самоконструкция: учащиеся работают
индивидуально, затем знакомят со своими
ассоциациями товарищей по временному
творческому коллективу.
Социоконструкция: Идет обсуждение в группах,
ответы записываются на доске.
– Я хочу Вас познакомить со своими ассоциациями.
УДИВЛЕНИЕ РАДОСТЬ ВОХИЩЕНИЕ
СЧАСТЬЕ ? НОСТАЛЬГИЯ
ЛЮБОВЬ ГРУСТЬ
– Есть ли какая-то логика в моих ассоциациях?
Какая? Что объединяет все эти слова? Выделите
ключевое слово? (Настроение)
– Как связана данная ассоциация с темой урока?
(благодаря односоставным предложениям в тексте
Булата Окуджавы, создается определенное
настроение).
– Какова же цель нашего исследования? (показать
роль односоставных предложений в создании
настроения текста, особенности их употребления в
художественном тексте).
Дописать на доске тему урока
3. Работа с текстом
– У Вас на столе тексты с рассказами В.
Астафьева «Затеси». Это короткие рассказы –
воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о
любви, бытовые зарисовки.
– Можно ли заблудиться в жизни как в лесу?
– Что нужно делать, чтобы не заблудиться в
лесу? А в жизни?
В них звучит страстный призыв писателя к
ответственности человека за все, что происходит
на Земле и в его личной жизни.
– И сегодня мы с Вами постараемся увидеть,
почувствовать, как удается творить чудеса
великим писателям, проследим, как у Виктора
Астафьева в «Затесях» работают односоставные
предложения.
1 группа. Предел. Назывные предложения. Выразительно прочитайте текст.
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.
Терпение кончилось. Предел. Надо помогать
себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину
мимо. Слезы застывают в ростках бороды, смывают
перхоть порошка.
Провал. Забытье.
1. Встретились ли в миниатюре односоставные
предложения? Какие преобладают? (Восемь
предложений односоставных: пять назывных, одно
безличное, два определенно-личных).
2. Что означает слово «предел»?
3. «Терпение кончилось» – что мог терпеть герой? О
каком душевном состоянии героя говорится в
миниатюре?
4. Почему автор использует короткие
предложения? Какова роль назывных
предложений в данном тексте? (Передать
внутреннее состояние больного человека, автор
отдает предпочтение нераспространенным
назывным предложениям: они являются удобной
формой передачи личного состояния автора).
2 группа. Приветливое слово. Определенно-личные предложения. Выразительно прочитайте текст.
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на
прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят
березы, никак не разрождающиеся листом,
сережками лишь обвешанные и щепотками
зеленых почек осененные. Настроение мрачное.
Думается в основном о конце света.
Но вот по вытоптанной тропинке чешет на
трехколесном велосипеде девочка в красной
куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску
катит с малышом.
– Длястуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит
девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!»
– хочется крикнуть и мне, да не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, –
боится застудить грудь, поравнявшись со мной,
устало улыбнулась:
– Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой
красной куртке по весеннему березняку,
приветствует всех, всем радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче
на душе.
1. Определите тему данного отрывка. В каком
предложении выражена основная его мысль?
2. Сколько всего предложений входит в этот текст?
Сколько из них односоставных? Распределите
односоставные предложения по типам. (В первом
тексте 18 предложений, из них два сложных, три
предложения с прямой речью, остальные простые. В
данной миниатюре 14 односоставных предложений,
являющихся самостоятельными, а также входящих в
состав сложных или предложений с прямой речью.
Определенно-личных – 6, безличных – 7, одно
назывное предложение).
3. Прочитайте определенно-личные предложения. В
чем особенность их употребления? (Они дают
возможность избежать повторения личных
местоимений, делают повествование динамичным,
живым, непринужденным, так как все внимание
сосредотачивается на действии, самом важном для
автора. Особая экспрессия достигается
употреблением ряда определенно-личных
предложений).
М. В. Ломоносов говорил об определенно-личных
предложениях: «Умолчание местоимений личных
перед спрягаемыми формами глагола к украшению и
важности служит».
3 группа. Неопределенно-личные предложения. «Долбят гору». Выразительно прочитайте его.
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую
гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами
опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от
долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на
ту крутую гору за первыми подснежниками и
затихали в теплом поднебесье.
Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.
Целые районы с готовой землей заброшены,
порастают дурьем.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради
огородного участка нужно сносить леса, горы, всю
святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесем.
- Определите основную мысль данной миниатюры.
- Встретились ли в этой миниатюре неопределенно-личные предложения? Прочитайте их.
- Как вы думаете, почему в неопределенно-личных предложениях производитель действия не обозначен? (В них важно всей конструкцией подчеркнуть неопределенность действующего лица, которая передается значением форм третьего лица, обладающих меньшей конкретностью).
- Какова роль неопределенно-личных предложений в данном тексте?
4 группа. «Тоска». Безличные предложения. Выразительно прочитайте текст.
Растаял мокрый снег.
Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко.
Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха
малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в
тепло, а я , тугой на ухо человек, не услышал ее, не
пустил. И перышко это как укор белеет на стекле.
Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то
перышко. А тоска осталась. Должно быть, не
перезимовала птичка, не дотянула до тепла и
весны, вот сердцу-то и неловко, печально.
Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему
сердцу.
- О чем этот текст?
- В каком предложении сформулирована основная мысль произведения?
- Что значит слово «тоска»?
- Каким Вы представляете себе автора, прочитав эту миниатюру?
- Назовите односоставные безличные предложения. С какой целью автор их употребляет? (В.В. Бабайцева: «… самая пестрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений, с помощью которой можно увидеть богатство нашего языка». Это есть лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Использование безличных предложений смягчает категоричность высказываний, делает повествование лиричным)
Афиширование: каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.
5. Развитие речи
– Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте во временных творческих группах написать свою затесь, используя односоставные предложения указанного типа, опираясь на законы их создания. Обсудите (звучит музыка П. Чайковского из «Времен года»).
Законы создания записей:
1. Конкретный эпизод, случай из жизни,
воспоминание, пейзаж.
2.Философские вопросы, раздумья о нравственности,
о жизни, о людях.
3. Чувство, воздействие на читателя.
4. Образность, эмоциональность, выразительность.
5. Богатство языка.
– Прочитайте. Скажите, какие настроения
создают односоставные предложения? Постарайтесь
определить роль односоставных предложений одним
словосочетанием (для оживления рассказа,
выразить мысль, выяснить настроение текста…)
– Определите опорное словосочетание (настроение
текста). Вспомните о том, что в начале урока
опорным словом в наших ассоциациях тоже было
слово настроение.
6. Рефлексия
– Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу. Как Вы оцениваете урок: нужны ли мастерские? Приятно ли Вам было работать вместе? Помните призыв Булата Окуджавы.