Подготовка к сочинению – описанию действий в жанре лирической миниатюры

Разделы: Русский язык


Цель:

  • знать понятия: «текст», «художественный стиль», «лирическая миниатюра», «синонимы», «фразеологизмы»
  • знать план описания действий (трудовых процессов);
  • знать художественные особенности лирических миниатюр и уметь составлять связное письменное высказывание по плану;
  • восп. эстетическое отношение к трудовому процессу и результатам труда.

Домашнее задание к данному уроку (дается недели за две-три до урока): произвести наблюдение за выполнением трудовых процессов (приготовление пирожков, булочек и т.п. мамой, бабушкой, соседкой…) и заполнить странички «Записной книжки юного писателя»

Ход урока

I. Задача: определить место данного урока в курсе русского языка и уроков развития речи в т.ч.

Вы уже знакомы с описанием действий (выполняли упражнения по темам: «Деепричастие» и «Наречие», содержащим описание действий; описывали картину С.Григорьева «Вратарь», А.Сайкиной «Детская спортивная школа», в т.ч. и в форме репортажа с места событий).

II. Цель сегодняшнего урока – подготовка к сочинению – описанию действий (трудовых процессов) в жанре лирической миниатюры.

Задачи урока

Для достижения цели нам необходимо вспомнить основные виды орфограмм, подобрать синонимы, выбрать фразеологизмы и пословицы, которые нам могут понадобиться в процессе создания художественного текста (ведь юный писатель должен уметь грамотно излагать литературный продукт своих наблюдений). Тем самым мы пополним рабочие материалы к сочинению, подготовленные вами дома и зафиксированные в «Записных книжках…»

III. 1. Задача: знать орфограммы

Словарно-орфографическая работа.

Вставьте пропущенные орфограммы.

(С)начала, (по)началу, пр…дварительно, (за)тем (= потом), (в)след за этим, (мало)помалу, в следу(?)щее мгн…вение; зам…чательный, ч…рующий, (не)торопливо, (не)спешно, ост…рожно, вн…мательно, прав…льно, сосредоточе(н,нн)о, т(?)ательно в…ликолепно; к…пит работа, г…рят глаза, з…лотые руки, с…яет улы…ка, торжестве…ая м…нута,; (на)протяжени… (не)скольких минут, (в)течени… часа, хорошо работает(?)ся, было (бы) (не)плохо, (по)окончани… работы.

Самопроверка по ключу (запись на доске, заранее подготовленная учителем)

III. 2. Задача: знать понятие «синонимы», уметь их подбирать.

Лексическая работа.

Упражнение «У кого хвост длиннее?»

Подберите как можно больше синонимов и синонимических сочетаний к словам:

  • Действия –
  • Действовать –
  • Хороший (о результатах действий) –

III. 3. А) Индивидуальные задания для «сильных» учащихся.

Тест №1.

Выберите фразеологизмы, которые можно использовать при описании действий. Объясните их значение.

  1. Загореться желанием.
  2. Вложить душу.
  3. Горит в руках (у кого-либо).
  4. Танцевать от печки.
  5. Попасть впросак.
  6. Сбивать с толку.
  7. Выйти из положения.
  8. Точить лясы.
  9. Засучив (спустив) рукава.
  10. Лиха беда (начало, начать).

III. 3. Б) Индивидуальные задания для учащихся со средними и слабыми учебными возможностями.

Тест №2.

Отметьте пословицы о труде (номера пунктов)

  1. Всякая душа празднику рада.
  2. Без дела жить – только небо коптить.
  3. Бить баклуши.
  4. Первый блин комом.
  5. Дело мастера боится.
  6. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  7. Мокрый дождя не боится.

III. 4. Промежуточный итог

Итак, данные упражнения (из словарно-орфографической и лексической работы) помогут вам достичь цели – составить связное письменное высказывание в соответствии с логикой темы и выбранного жанра. Найти нужное слово – очень важная задача.

Не забывай на праведном пути то,
Что Марк Твен сказал когда-то:
Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного брата.

IV. 1. Мотивация

У многих классиков (А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и др.) особое место в произведениях занимают так называемые пиршественные сцены (и довольно поэтические!), в которых описываются различные блюда, подаваемые на стол.

Мы с вами – по примеру маститых писателей - тоже будем описывать блюдо, но как результат выполнения определённых действий. А лучшие работы будут помещены на страницы школьной газеты.

IV. 2. Установка на внимание: представьте себе, что вы впервые в жизни видите, как мама печёт пироги. Всмотритесь внимательно, чтобы запомнить мельчайшие подробности (детали) выполнения работы.

А чтобы ваш текст был интересным, раскроем «секреты» написания лирической миниатюры.

V. 1. Задача: знать план и художественные особенности лирической миниатюры

«Секреты» написания лирической миниатюры

Я записал тысячи трогательных подробностей… М.М.Пришвин

  1. В основе миниатюры должны быть внимательные, «свежие» личные наблюдения.
  2. Наблюдения необходимо подчинить главной мысли, идее сочинения – описания: в том, что привлекло внимание, есть своя особая прелесть. Эта идея в сжатом виде должна быть выражена в названии.
  3. Подбор ярких, точных слов, убеждающих, что то, о чём рассказывается в миниатюре, достойно внимания.

V. 2. В данном плане отражена идея лирической миниатюры, акцентировано внимание на важности выразительных средств языка, то есть то, что делает наблюдения писателя художественным текстом.

Миниатюры рождались из наблюдений. А эти наблюдения заносились в обычную записную книжку. Вот как писал об этом М.М.Пришвин: «Я брал для записей разные мелочи, какие мне только попадались на глаза… Я записал тысячи трогательных подробностей…»

VI. 1. Определённые этапы творческой работы выполним коллективно.

Работа в группах

Задача: написать отдельные пункты общего плана

Ваша задача – написать маленькие рассказы (миниатюры) по предложениям – наблюдениям. При этом вы должны использовать только данный смысловой отрывок. (Пользуйтесь лексическим материалом из предыдущих упражнений). Помните, что главное – отразить в зарисовке особую прелесть, нарядность действия (определённого этапа трудового процесса), рассказать поэтично о вполне обыденном.

Задания для работы в группах по теме «Мама печёт пирожки».

Карточка №1.

Теперь кухня сияет особенной чистотой, а мама в крахмальном переднике и косыночке.

Вопросы-подсказки (предположим, что на кухне всегда чисто или относительно чисто):

  • какие действия были совершены для создания эффекта сияющей чистоты?
  • в чём особенность чистоты? что сияет?
  • какое настроение создаёт сияющая чистота? в чём особенность настроя?
  • какую роль в его создании играют крахмальные фартук и косыночка?
  • можно ли использовать сравнение:

А мама в белой юбке, как капитан из рубки,
Даёт команду бодро…

(Если возможно такое сравнение, то с чем тогда можно сравнить сияющую чистотой кухню? кому и какие команды может отдавать мама?)

Карточка №2.

Мама разрезает тесто равными кусочками и, ловким движением скатав их в ладонях, раскладывает их на столе.

Вопросы-подсказки:

  • как выглядит тесто в большом куске и в маленьких (степень пышности, воздушности, мягкости)?
  • в чём особенная прелесть «равных кусочков»?
  • в чём особенная прелесть работы рук, выражения лица мамы?
  • какова ваша роль: непосредственный участник или зачарованный наблюдатель?

Карточка №3.

На столе дымятся пирожки. Я беру один из них, с наслаждением впиваюсь зубами в золотистый бочок…

Вопросы-подсказки:

  • накрыт ли стол скатертью (какой?)?
  • вся ли семья за столом?
  • в чём лежат пирожки (опишите блюдо, тарелку…)?
  • как выглядят свежеиспечённые пирожки (размер, степень аппетиности, аккуратности, пышности, румяности)?
  • какой аромат витает?
  • удовлетворена ли мама результатом проделанной работы? как это выражается (выражение глаз, лица)?

Задача: умение редактировать

VI. 2. Проверка выполнения заданий в группах (чтение учащимися лирических зарисовок) и редактирование.

VII. 1. Вопрос. Вы прослушали миниатюры в определённой последовательности. Это текст? Почему? Ответить на эти вопросы поможет следующее задание.

Задача: знать план описания действий, уметь работать с планом.

VII. 2. Задание: перед вами план описания действий. Какие пункты плана не раскрыты? Что необходимо дописать, чтобы цель работы – составление связного высказывания на заданную тему – была достигнута?

План описания действий (трудовых процессов)

1. Подготовка человека к работе:

а) рабочий костюм;

б) рабочее место;

в) необходимые инструменты и материалы;

г) удобная для выполнения работы поза;

д) эмоциональный настрой (внутренняя собранность, нацеленность на результат и т.д.)

2. Ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца).

3. Результат работы.

VIII. 1. У вас есть ряд ценных наблюдений, зафиксированных в ваших «Записных книжках юного писателя», которыми вы готовы поделиться.

Заглянем в записи будущего писателя и попытаемся «превратить» наблюдения в художественный текст. И не забудьте использовать рабочие материалы из упражнений, выполненных на уроке, а также план и «секреты» написания лирической миниатюры. Помните: сочинение должно быть написано в жанре лирической миниатюры.

Самостоятельная работа учащихся.

VIII. 2. Чтение и редактирование работ.

VIII. 3. Итог. Мы сегодня постарались увидеть нарядность, особую прелесть будничного труда, праздничность – в обыденном; учились подмечать важность каждой детали; научились составлять художественный текст в жанре лирической миниатюры.

Домашнее задание: закончить работу.

Приложение