Цель:
- знать понятия: «текст», «художественный стиль», «лирическая миниатюра», «синонимы», «фразеологизмы»
- знать план описания действий (трудовых процессов);
- знать художественные особенности лирических миниатюр и уметь составлять связное письменное высказывание по плану;
- восп. эстетическое отношение к трудовому процессу и результатам труда.
Домашнее задание к данному уроку (дается недели за две-три до урока): произвести наблюдение за выполнением трудовых процессов (приготовление пирожков, булочек и т.п. мамой, бабушкой, соседкой…) и заполнить странички «Записной книжки юного писателя»
Ход урока
I. Задача: определить место данного урока в курсе русского языка и уроков развития речи в т.ч.
Вы уже знакомы с описанием действий (выполняли упражнения по темам: «Деепричастие» и «Наречие», содержащим описание действий; описывали картину С.Григорьева «Вратарь», А.Сайкиной «Детская спортивная школа», в т.ч. и в форме репортажа с места событий).
II. Цель сегодняшнего урока – подготовка к сочинению – описанию действий (трудовых процессов) в жанре лирической миниатюры.
Задачи урока
Для достижения цели нам необходимо вспомнить основные виды орфограмм, подобрать синонимы, выбрать фразеологизмы и пословицы, которые нам могут понадобиться в процессе создания художественного текста (ведь юный писатель должен уметь грамотно излагать литературный продукт своих наблюдений). Тем самым мы пополним рабочие материалы к сочинению, подготовленные вами дома и зафиксированные в «Записных книжках…»
III. 1. Задача: знать орфограммы
Словарно-орфографическая работа.
Вставьте пропущенные орфограммы.
(С)начала, (по)началу, пр…дварительно, (за)тем (= потом), (в)след за этим, (мало)помалу, в следу(?)щее мгн…вение; зам…чательный, ч…рующий, (не)торопливо, (не)спешно, ост…рожно, вн…мательно, прав…льно, сосредоточе(н,нн)о, т(?)ательно в…ликолепно; к…пит работа, г…рят глаза, з…лотые руки, с…яет улы…ка, торжестве…ая м…нута,; (на)протяжени… (не)скольких минут, (в)течени… часа, хорошо работает(?)ся, было (бы) (не)плохо, (по)окончани… работы.
Самопроверка по ключу (запись на доске, заранее подготовленная учителем)
III. 2. Задача: знать понятие «синонимы», уметь их подбирать.
Лексическая работа.
Упражнение «У кого хвост длиннее?»
Подберите как можно больше синонимов и синонимических сочетаний к словам:
- Действия –
- Действовать –
- Хороший (о результатах действий) –
III. 3. А) Индивидуальные задания для «сильных» учащихся.
Тест №1.
Выберите фразеологизмы, которые можно использовать при описании действий. Объясните их значение.
- Загореться желанием.
- Вложить душу.
- Горит в руках (у кого-либо).
- Танцевать от печки.
- Попасть впросак.
- Сбивать с толку.
- Выйти из положения.
- Точить лясы.
- Засучив (спустив) рукава.
- Лиха беда (начало, начать).
III. 3. Б) Индивидуальные задания для учащихся со средними и слабыми учебными возможностями.
Тест №2.
Отметьте пословицы о труде (номера пунктов)
- Всякая душа празднику рада.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Бить баклуши.
- Первый блин комом.
- Дело мастера боится.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Мокрый дождя не боится.
III. 4. Промежуточный итог
Итак, данные упражнения (из словарно-орфографической и лексической работы) помогут вам достичь цели – составить связное письменное высказывание в соответствии с логикой темы и выбранного жанра. Найти нужное слово – очень важная задача.
Не забывай на праведном пути то,
Что Марк Твен сказал когда-то:
Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного брата.
IV. 1. Мотивация
У многих классиков (А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и др.) особое место в произведениях занимают так называемые пиршественные сцены (и довольно поэтические!), в которых описываются различные блюда, подаваемые на стол.
Мы с вами – по примеру маститых писателей - тоже будем описывать блюдо, но как результат выполнения определённых действий. А лучшие работы будут помещены на страницы школьной газеты.
IV. 2. Установка на внимание: представьте себе, что вы впервые в жизни видите, как мама печёт пироги. Всмотритесь внимательно, чтобы запомнить мельчайшие подробности (детали) выполнения работы.
А чтобы ваш текст был интересным, раскроем «секреты» написания лирической миниатюры.
V. 1. Задача: знать план и художественные особенности лирической миниатюры
«Секреты» написания лирической миниатюры
Я записал тысячи трогательных подробностей… М.М.Пришвин
- В основе миниатюры должны быть внимательные, «свежие» личные наблюдения.
- Наблюдения необходимо подчинить главной мысли, идее сочинения – описания: в том, что привлекло внимание, есть своя особая прелесть. Эта идея в сжатом виде должна быть выражена в названии.
- Подбор ярких, точных слов, убеждающих, что то, о чём рассказывается в миниатюре, достойно внимания.
V. 2. В данном плане отражена идея лирической миниатюры, акцентировано внимание на важности выразительных средств языка, то есть то, что делает наблюдения писателя художественным текстом.
Миниатюры рождались из наблюдений. А эти наблюдения заносились в обычную записную книжку. Вот как писал об этом М.М.Пришвин: «Я брал для записей разные мелочи, какие мне только попадались на глаза… Я записал тысячи трогательных подробностей…»
VI. 1. Определённые этапы творческой работы выполним коллективно.
Работа в группах
Задача: написать отдельные пункты общего плана
Ваша задача – написать маленькие рассказы (миниатюры) по предложениям – наблюдениям. При этом вы должны использовать только данный смысловой отрывок. (Пользуйтесь лексическим материалом из предыдущих упражнений). Помните, что главное – отразить в зарисовке особую прелесть, нарядность действия (определённого этапа трудового процесса), рассказать поэтично о вполне обыденном.
Задания для работы в группах по теме «Мама печёт пирожки».
Карточка №1.
Теперь кухня сияет особенной чистотой, а мама в крахмальном переднике и косыночке.
Вопросы-подсказки (предположим, что на кухне всегда чисто или относительно чисто):
- какие действия были совершены для создания эффекта сияющей чистоты?
- в чём особенность чистоты? что сияет?
- какое настроение создаёт сияющая чистота? в чём особенность настроя?
- какую роль в его создании играют крахмальные фартук и косыночка?
- можно ли использовать сравнение:
А мама в белой юбке, как капитан из рубки,
Даёт команду бодро…
(Если возможно такое сравнение, то с чем тогда можно сравнить сияющую чистотой кухню? кому и какие команды может отдавать мама?)
Карточка №2.
Мама разрезает тесто равными кусочками и, ловким движением скатав их в ладонях, раскладывает их на столе.
Вопросы-подсказки:
- как выглядит тесто в большом куске и в маленьких (степень пышности, воздушности, мягкости)?
- в чём особенная прелесть «равных кусочков»?
- в чём особенная прелесть работы рук, выражения лица мамы?
- какова ваша роль: непосредственный участник или зачарованный наблюдатель?
Карточка №3.
На столе дымятся пирожки. Я беру один из них, с наслаждением впиваюсь зубами в золотистый бочок…
Вопросы-подсказки:
- накрыт ли стол скатертью (какой?)?
- вся ли семья за столом?
- в чём лежат пирожки (опишите блюдо, тарелку…)?
- как выглядят свежеиспечённые пирожки (размер, степень аппетиности, аккуратности, пышности, румяности)?
- какой аромат витает?
- удовлетворена ли мама результатом проделанной работы? как это выражается (выражение глаз, лица)?
Задача: умение редактировать
VI. 2. Проверка выполнения заданий в группах (чтение учащимися лирических зарисовок) и редактирование.
VII. 1. Вопрос. Вы прослушали миниатюры в определённой последовательности. Это текст? Почему? Ответить на эти вопросы поможет следующее задание.
Задача: знать план описания действий, уметь работать с планом.
VII. 2. Задание: перед вами план описания действий. Какие пункты плана не раскрыты? Что необходимо дописать, чтобы цель работы – составление связного высказывания на заданную тему – была достигнута?
План описания действий (трудовых процессов)
1. Подготовка человека к работе:
а) рабочий костюм;
б) рабочее место;
в) необходимые инструменты и материалы;
г) удобная для выполнения работы поза;
д) эмоциональный настрой (внутренняя собранность, нацеленность на результат и т.д.)
2. Ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца).
3. Результат работы.
VIII. 1. У вас есть ряд ценных наблюдений, зафиксированных в ваших «Записных книжках юного писателя», которыми вы готовы поделиться.
Заглянем в записи будущего писателя и попытаемся «превратить» наблюдения в художественный текст. И не забудьте использовать рабочие материалы из упражнений, выполненных на уроке, а также план и «секреты» написания лирической миниатюры. Помните: сочинение должно быть написано в жанре лирической миниатюры.
Самостоятельная работа учащихся.
VIII. 2. Чтение и редактирование работ.
VIII. 3. Итог. Мы сегодня постарались увидеть нарядность, особую прелесть будничного труда, праздничность – в обыденном; учились подмечать важность каждой детали; научились составлять художественный текст в жанре лирической миниатюры.
Домашнее задание: закончить работу.