Цели урока:
- Повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль.
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация); формировать коммуникативные умения.
- Прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.
Тип урока:
- изучение нового материала.
Технология:
- развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы:
- «Корзина идей»,
- «Инсерт»,
- «Маркировочная таблица ЗУХ»,
- «Кластер»,
- «Синквейн».
Оборудование:
- карточки для психологического теста;
- учебник;
- информационные карточки с заданиями,
- ноутбук,
- мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с заданиями к уроку,
- экран.
Ход урока
I. Оргмомент.
Игра «Мордашки».
- Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.)
II. Словарный диктант.
В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.)
Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.
Кроссворд. (Приложение 1)
- Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента.
- Расстояние, промежуток между чем-нибудь.
- Сплетенные в виде цепи цветы и зелень.
- Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания.
- Обычный, ставший привычкой.
- Дверца в заборе, в воротах.
- Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде.
III. Формулирование темы и цели урока.
Загадка.
Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.
- Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
- Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.
IV. Стадия вызова.
1. Работа в группах.
- Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения о наречии. Разделитесь на группы (по 4 человека). Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме. (На экран проецируются вопросы, которые помогают детям работать в группах)
Вопросы:
- Что обозначает наречие как часть речи?
- Какие вопросы задаются к наречиям?
- К каким частям речи присоединяется наречие?
- Можно ли изменить наречие?
- Каким членом предложения является наречие?
2. Прием «Корзина идей».
- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).
3. Составление кластера.
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
- Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
4. Отчет групп.
- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).
- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?
- Какие трудности встретились вам при его составлении?
V. Стадия осмысления.
1. Наблюдение над наречиями.
При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст.
Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно, радостное, благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю.
Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-иному красивый.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки имени, звон, скрытый в них.
Учащиеся объясняют знаки препинания, выписывают в тетради слова с пропусками букв, обозначают орфограммы и условия их выбора.
- Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.)
- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.)
- Каково лексическое значение слова благословляет?
(1. Напутствовать.
2. Воздать благодарность кому-то.
3. У религиозных людей: перекрестить
(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи. – Ожегов С.И. Словарь русского языка).
- Каков состав этого слова? (Благословляет.)
Произошло от греческого eulogein (eu – благое, logein – слово, говорить). Этимологически родственны ему по первому корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание.
Рассуждение о наречии как части речи.
- Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.
Восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно.
- Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)
Вывод 1-й: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями.
- Наречия могут сочетаться и с именем существительным. На экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.
- Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы – причастие и деепричастие.
- А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия.)
- В нашем предложении какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). А в двух других случаях какое значение наречий? (Признак признака.) А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)
Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия.
- Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)
- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения. Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега.
Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.)
- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!
- В 1-м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)
Инструкция: в словосочетании с предполагаемым наречием изменяется главное слово; если изменяется и зависимое – это не наречие; если зависимое не изменяется – это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое – это не наречие; если не изменяется – наречие.
Сравним:
люблю солнце любуюсь солнцем |
люблю особенно любуюсь особенно красивого по-новомуодеться по-новомукрасивый по-новому |
- В 1-ом предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)
Вывод 4-й: наречие – неизменяемая часть речи.
2. Упражнение для мозговой гимнастики.
- Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны! Настроение хорошее! Тогда вперед!
3. Прием «Инсерт».
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали. У каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас потребуется активное и внимательное чтение, потому что вы должны занести всю информацию в таблицу «ЗУХ». (Приложение 2)
4. Прием «Маркировочная таблица ЗУХ».
- А сейчас кратко занесите в таблицу те сведения о наречии, которые вы получили после прочтения текста (таблица у каждого учащегося).
5. Электоронная физминутка для глаз «Солнышко».
VI. Стадия рефлексии.
1. Беседа с классом по вопросам.
- Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо?
2. Перечислите эту информацию.
- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью?
- Все ли согласны с этой информацией?
- Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?
2. Возвращение к кластеру.
- Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?
- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили?
Обоснуйте!
- Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?
- Дайте полный устный ответ о наречии с примерами по кластеру.
- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.
6. Выполнение практических заданий.
а) Запись под диктовку.
Учащиеся обозначают наречия как члены предложения; над словом, от которого наречие зависит, ставят х.
Только что поднялось усталое сентябрьское солнце. Его белые лучи то гаснут в облаках, то серебряным веером падают в овраг ко мне. Откуда-то сверху кричит бабушка: «Ты где?» (М. Горький.)
Объясняется правописание суффикса в прилагательных сентябрьское, серебряным, правописание наречий сверху, откуда-то; знаки препинания при однородных членах, в предложении с прямой речью.
б) Самостоятельная работа (Упр. 197).
в) Анализ художественных текстов.
- Какую смысловую роль играют наречия в данных предложениях? (Уточнение места действия - сзади, далеко впереди, далеко влево; показывают неожиданность действия – вдруг; делают высказывание более выразительным – тихо принялось за работу, трудно оторвать, мягко картавя, плавно взмахивая.)
- А какова роль наречий в таких предложениях? (Тексты воспроизведены через мультимедиапроектор).
1) Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светилась под веселым лучом. Как умытые свежо зазеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. (М. Прилуков).
2)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев.)
3) Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. (В. Катаев.)
4) Прорвался печальный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным. (Л. Андреев.)
Словарная работа:
- анемия – малокровие,
- анемичный – бледный, вялый.
Вывод о роли наречий в тексте.
- Все тексты урока о солнце. Какие части речи его характеризуют и помогают передать мироощущение писателя? (Прилагательные и наречия).
- Так какова роль наречий в художественном тексте? (Наречия делают речь более точной и выразительной).
VII.. Заключительный этап.
1. Беседа.
- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?
- Остались ли у вас открытые вопросы?
- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?
2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека).
- Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие».
Как это делать:
Тема (существительное)____________________________________________
Описание (два прилагательных)______________________________________
Действие (три глагола)______________________________________________
Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________
Повторение сути (синоним темы)_____________________________________
VIII. Домашнее задание.
Выучить материал по кластеру; стр. 92, упр. 198; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбирать и выписывать на карточки тексты с наречиями (100 слов).
(В конце урока поводится тот же психологический тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь).
Библиография.
- Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение, 2007.
- Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / М.В. Федорова. – М.: Просвещение, 2001.
- Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – Киев: Рад. шк., 1988.