Стратегическая цель: развитие образного мышления; развитие выразительной, точной речи.
Задачи:
- Повторить знания о синонимах.
- Расширить перечень синонимических рядов.
- Научить использовать синонимы в речи. Составлять предложения, текст, используя синонимы.
Проблема: Чаще всего речь многих людей лишена эмоциональной окраски, однообразна и суха.
Проблемный вопрос: Для чего используются синонимы в речи?
Варианты решения:
- …чтобы речь была образной.
- …чтобы речь была точной.
- …чтобы речь была разнообразной.
Ход урока
Сегодня мы отрабатываем правило о синонимах, будем синонимы находить быстро в тексте, в речи, будем практиковаться (тренироваться) в подборе синонимов.
Кто будет затрудняться на уроке, пусть обращается к учебнику как к справочнику. Откроем учебники на странице 144 (параграф 56) и тетради.
Число. Классная работа. Синонимы.
- Мы должны целый урок трудиться, потому что… (смотрим на доску):
Землю солнце красит, а человека труд (И.п.).
Кто работы (Р.п.) не боится, тот и человек.
Не на бумаге сказано, а делом (Т.п.) показано.
- Как понимаете последнее предложение?
- Какой частью речи являются подчеркнутые слова?
- Определить падеж имен существительных.
Выпишем подчеркнутые слова в тетрадь, ставя их в И.п.
1. Труд, работа, дело
- Что это за слова?
- Докажите, что это синонимы.
Вывод. Синонимы выражены именами существительными, обозначают предмет.
- Молодцы! С заданием хорошо справились.
Действительно, труд красит человека.
Все вы оказались прилежными учениками.
2. Подберите слова – синонимы для характеристики прилежного человека, ученика. Кто напишет 3-4 синонима, тот получит новогодний подарок.
Ученик прилежный… (запись на другой стороне доски: старательный, исполнительный, усердный, трудолюбивый).
Вывод. Синонимы могут быть выражены не только существительными, но и прилагательными, обозначающими признаки.
Победители получают подарки-снежинки.
- Хорошо быть таким учеником.
Он справится с любым заданием, все одолеет, осилит.
(Предложение записано на раскладной доске заранее).
- Хором произносим подчеркнутые слова. Что общего у этих слов?
Вывод. Синонимы выражены глаголом, обозначают действие.
Общий вывод. Синонимы могут обозначать предмет, действие, признак.
3. - Вы, ребята, оказались прилежными, тогда и следующее задание будет выполнено.
Найди друзей.
Честный |
|
|
добросовестный |
Добрый |
|
|
человечный |
Высокомерный |
|
|
гордый |
Лентяй |
|
|
бездельник |
(Обращаем внимание на последние две пары. Устно работаем.)
- Положительную или отрицательную окраску имеют эти слова?
- Оставшиеся слова объедините и запишите. (Это первые две пары слов).
А записанные слова характеризуют какого человека?
- Составьте одно предложение, используя одну пару синонимов. О маме, папе, учителе, о человеке…(Учащиеся записывают и зачитывают предложения).
- Какой частью речи выражены синонимы в предложении?
Значит, каждый человек должен быть добрым, честным…
4. Работа в тетради (1 ученик у доски).
Обман – орудие злых.
- Обозначить подлежащее и сказуемое. (Вспомнить о постановке тире).
- А сейчас выборочный диктант.
Ниже, под предложением, записываем синонимы к слову «обман» из пословиц.
- К честному человеку напраслина не пристанет.
- Ложь приносит позор самому лжецу.
- Лучше умереть, чем неправду терпеть.
Напраслина, ложь, неправда.
- Какой частью речи выражены синонимы?
- Вы хорошо справились с работой. За ваш труд вам шоколадки.
5. (Шоколадки - фантики. В них - карточки с заданием).
К данным словам подбери синонимы, содержащую удвоенную согласную в корне:
- скорый поезд – экспресс
- обучение животных – дрессировка
- асфальтированная дорога – шоссе
- больничный лист – бюллетень
- специальность – профессия
(Самопроверка. Используются сигнальные карточки).
- Наш язык очень богат.
Ко многим словам можно найти слово, похожее по значению. Синоним. Это надо использовать в сочинениях, чтобы не было повторения, чтобы точнее доказать свою мысль.
(Ребятам, выполнившим все правильно, вручается новогодняя игрушка-самоделка).
6. Игра «Художники».
- Ребята, получившие награду, заулыбались.
Улыбаться смеяться хохотать (запись на доске).
Нарисуйте это! (Один ученик у доски, рисует…)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Проверка сигнальными карточками.
- Синонимы отличаются значением так, как и улыбка на этих лицах.
7. Самостоятельная работа по учебнику. Упр. 340.
Выписать синонимы к первому слову.
Мчаться, нестись, лететь, бежать (бежать, мчаться, нестись, лететь).
- Ребята, у слова « бежать» больше двадцати синонимов. Интересно – найдите в словаре!
8. Узелки на память «Продолжи предложение» (обозначено курсивом).
Синонимы – это слова одной и той же части речи, могут обозначать предмет, действие, признак. Синонимы обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.
9. Домашнее задание.
Связный рассказ о синонимах (параграф 56), индивидуальная работа по карточкам и со словарем. (Приложение 1).
10. Ребята, у меня есть шкатулка (показать очень красивую шкатулку). Синонимы к слову?
- Ларец, сундучок.
- Какая шкатулка? Говорим синонимами.
- Красивая, прекрасная, живописная.
- Скоро Новый год. Сказка, тайна будет с нами.
Как вы думаете, что там? (Достаем содержимое (выбор): диск, лото, кроссворд, мяч, текст стихотворения).
1. Диск «Веселые уроки Радионяни». Песенка «Синонимы».
(Пластинка 19 «Грамматика» - «Синонимы»). Приложение 2.
- Слушая песенку о синонимах, каждый должен запомнить 1 ряд синонимов, записать их!
Песенка «Синонимы».
2. Лото. «Слова – друзья».
Выдается карточка со словами
- Работаем группами.
Я читаю слово, вы называете синоним к нему, подняв сигнальную карточку. Я выдаю карточку с записанным синонимом, вы накрываете ею нужную клетку.
Выигрывает тот, кто первый закроет все деления.
Карточка учащегося:
Алфавит |
Смелый |
Великан |
Чистый |
Лекарь |
Прыгать |
Бросать |
Верный |
Карточки, которые выдает учитель:
Алфавит |
Прыгать |
Смелый |
Чистый |
Великан |
Лекарь |
Бросать |
Верный |
3. Кроссворд «Равнобуквенные синонимы» (1 на парту).
К данным словам в пустые клетки впишите синонимы.
4. Мяч. Игра с мячом! (Учитель, бросая мяч ученику, называет слово. Ученик, поймав мяч, называет синоним и возвращает мяч).
Приятель – друг
Солдат – воин
Красный – алый
Печаль – горе
Противник – враг
5. Стихотворение.
Добавим хором!
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена!
11. Итоги урока.
- Готовимся к концу урока.
Мы сегодня практиковались, тренировались в подборе синонимов, учились находить их в тексте, отрабатывали правило о синонимах.
Повторили части речи, падежные вопросы, безударные гласные в корне слова, звонкие и глухие согласные в корне слова, -ться и -тся в глаголах, правописание Ь после шипящих, грамматическую основу предложений, удвоенные согласные в корне.
Кто получил на уроке новогодний подарок?
Оценка «5»!
Приложение 2 вы можете получить у автора статьи.