Цель урока: научить учащихся правильно подписывать конверт и оформлять текст письма.
Задачи урока:
- познакомить с образцами написания в художественной и публицистической литературе;
- выявить лексические средства, позволяющие отнести текст к жанру письма;
- формировать умения правильно оформлять конверт и текст письма в соответствии с личностью адресата.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютерная презентация, тетради, конверты для писем.
Ход урока
!. Организационный момент.
- Взаимное приветствие.
- Фиксация настроения.
2. Мотивационный этап, нацеливающий на урок.
- Что у меня в руках? (Показывает письмо.)
- Кто разносит письбма?
- Получаете ли вы письма?
- А пишите сами кому-нибудь?
- Трудно ли писать письма? Наверное, нет. Сел и написал все, что душе угодно.
- А о чем обычно пишут в письмах? (Ответы учащихся обсуждаются.)
Оказывается не все так просто.
Давайте прочитаем письмо, которое написал герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков своему дедушке о нелегкой жизни в работниках (зачитывается отрывок из письма).
“Милый дедушка, Константин Макарыч!
И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождением и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца. Ни маменьки, только ты у меня один остался…
Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…
Приезжай милый дедушка, Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется… Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
На деревню дедушке Константину Макарычу”
Но дедушка почему-то не забрал внука. Могли бы вы ответить, почему?
3. Постановка цели и задач урока.
Чтобы письмо дошло до адресата, нужно правильно подписать конверт. А чтобы адресату было приятно его читать, нужно верно его составить.
Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока).
А чтобы добиться этой цели, я предлагаю вам:
- познакомиться с образцами написания писем в литературе;
- на их основе выявить те лексические средства, которые помогут вам написать письма, учитывая личность адресата и стиль письма;
- познакомиться с образцом подписания конверта и потренироваться в его оформлении.
4. Создание учебных ситуаций.
УС-1. Как же должен был подписать конверт Ванька Жуков?
Какие условия необходимы, чтобы письмо дошло до адресата? (учащиеся формулируют условия, которые сравниваются с образцом)
Образец:
От кого Васильева Ивана Сергеевича
Откуда Краснодарский край
г. Кропоткин
ул. Мира д.5
Индекс: 372456Кому Васильевой Марии Никитичне
Куда Ставропольский край
Шпаковский район
г. Михайловск
ул. Гагарина д. 27
Индекс: 356245
Подпишите конверт для Ваньки Жукова (адреса придумайте сами).
УС-2. А теперь давайте посмотрим, какими бывают письма, о чем они нам говорят и чему мы можем научиться, читая их.
1. Милостивый государь Александр Сергеевич!
Я имел честь получить 13-го сего января пятьсот рублей по счету каретного мастера Эргарда, о чем имею честь, милостивый государь, вас уведомить.
2. Уважаемые читатели!
Наиболее полную информацию о готовящихся к выпуску книгах можно получить из ежегодных аннотированных тематических планов выпуска литературы.
По вопросам книгораспространения рекомендуем обращаться в местные книготорги.
3. Золотая моя Журавушка!
Знаешь ли ты, моя милая, что счастливей твоего Петьки нет человека на свете? Да мне теперь сам сатана – не страшен. Милая, родная, родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твое сердце – за все, за все спасибо. Сейчас я сменился с дежурства у пулемета. Небо было ясное, звездное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее, я с тобой разговариваю, моя родная.
Обнимаю тебя крепко-крепко. До свидания – Петр. 30.12. 41г.
Анализ писем:
- Кому адресованы письма? Как вы об этом узнали?
- Какое из этих писем можно назвать:
– личным? Почему?
– информационным? Почему?
– деловым? Почему?
УС-3. Таким образом, мы увидели, что в зависимости от определенных условий письма бывают разными.
Рассмотрим каждое из этих условий.
Речевая ситуация (анализ речевой ситуации по схеме).
С кем говорим?
- С близким человеком
- С незнакомым человеком
Где говорим?
- В официальной обстановке
- В неофициальной обстановке
С какой целью говорим?
- Общение
- Сообщение
- Воздействие
Обращение (изучение правил включения обращений в устную и письменную речь).
Начиная письмо, помни об обращении:
Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью
При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. В предложении обращение может занимать любое место. Обращение выделяется запятыми на письме. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, злость, недовольство и т.д.
Например: Здравствуйте, бабушка и дедушка!
Тренировочное задание: пунктуация при обращении.
Вставьте недостающие знаки препинания:
- Я люблю тебя мама
- Прощай родная моя
- Напишите пожалуйста мне письмо
- До свидания папа
- Здорово браток
Этикетные слова (подбор этикетных слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности).
приветствия | прощания | просьбы | благодарности |
|
|
|
|
5. Формирование умений.
Задание 1. Исправьте ошибки в тексте письма.
Салют мама
Имею честь приветствовать тебя из санатория “Лесные ключи”. В первых строках сия письма уведомляю тебя о своем хорошем расположении духа.
Ты просишь меня не купаться в озере, но нетушки, я не могу удержаться. Так что вынужден отказать тебе в этой просьбе.
Мне так хочется скорее увидеть тебя.
Приезжай!
Не поминай лихом! Люблю, целую.
Твой сын Вася.
Задание 2 (в группах). Напишите письмо, учитывая личность адресата:
- 1-я группа – маме;
- 2-я группа – другу;
- 3-я группа – бабушке;
- 4-я группа – младшему брату о том, что вы делали сегодня на уроке и о чем вы узнали.
Зачитываются письма, анализируются и корректируются.
6. Рефлексия.
- Что должно быть в тексте, чтобы оно стало письмом?
- Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?
- Добились мы поставленной на уроке цели?
Дорогие ребята!
Желаю Вам удачи, успехов в изучении тонкостей русского языка и крепкого здоровья, чтобы Вы смогли с радостью преодолеть все препятствия на Вашем жизненном пути!
7. Подведение итогов урока.
- Вам понравился урок?
- Что нового вы узнали?
- Изменилось ли ваше настроение после урока?
8. Домашнее задание: написать письмо, выбрав адресата, и подписать конверт.