Мы учимся писать письма (3–5-е классы)

Разделы: Русский язык


Цель урока: научить учащихся правильно подписывать конверт и оформлять текст письма.

Задачи урока:

  • познакомить с образцами написания в художественной и публицистической литературе;
  • выявить лексические средства, позволяющие отнести текст к жанру письма;
  • формировать умения правильно оформлять конверт и текст письма в соответствии с личностью адресата.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютерная презентация, тетради, конверты для писем.

Ход урока

!. Организационный момент.

  • Взаимное приветствие.
  • Фиксация настроения.

2. Мотивационный этап, нацеливающий на урок.

  • Что у меня в руках? (Показывает письмо.)
  • Кто разносит письбма?
  • Получаете ли вы письма?
  • А пишите сами кому-нибудь?
  • Трудно ли писать письма? Наверное, нет. Сел и написал все, что душе угодно.
  • А о чем обычно пишут в письмах? (Ответы учащихся обсуждаются.)

Оказывается не все так просто.

Давайте прочитаем письмо, которое написал герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков своему дедушке о нелегкой жизни в работниках (зачитывается отрывок из письма).

“Милый дедушка, Константин Макарыч!

И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождением и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца. Ни маменьки, только ты у меня один остался…

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

Приезжай милый дедушка, Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется… Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

На деревню дедушке Константину Макарычу”

Но дедушка почему-то не забрал внука. Могли бы вы ответить, почему?

3. Постановка цели и задач урока.

Чтобы письмо дошло до адресата, нужно правильно подписать конверт. А чтобы адресату было приятно его читать, нужно верно его составить.

Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока).

А чтобы добиться этой цели, я предлагаю вам:

  • познакомиться с образцами написания писем в литературе;
  • на их основе выявить те лексические средства, которые помогут вам написать письма, учитывая личность адресата и стиль письма;
  • познакомиться с образцом подписания конверта и потренироваться в его оформлении.

4. Создание учебных ситуаций.

УС-1. Как же должен был подписать конверт Ванька Жуков?

Какие условия необходимы, чтобы письмо дошло до адресата? (учащиеся формулируют условия, которые сравниваются с образцом)

Образец:

От кого Васильева Ивана Сергеевича
Откуда Краснодарский край
г. Кропоткин
ул. Мира д.5
Индекс: 372456

Кому Васильевой Марии Никитичне
Куда Ставропольский край
Шпаковский район
г. Михайловск
ул. Гагарина д. 27
Индекс: 356245

Подпишите конверт для Ваньки Жукова (адреса придумайте сами).

УС-2. А теперь давайте посмотрим, какими бывают письма, о чем они нам говорят и чему мы можем научиться, читая их.

1. Милостивый государь Александр Сергеевич!

Я имел честь получить 13-го сего января пятьсот рублей по счету каретного мастера Эргарда, о чем имею честь, милостивый государь, вас уведомить.

2. Уважаемые читатели!

Наиболее полную информацию о готовящихся к выпуску книгах можно получить из ежегодных аннотированных тематических планов выпуска литературы.

По вопросам книгораспространения рекомендуем обращаться в местные книготорги.

3. Золотая моя Журавушка!

Знаешь ли ты, моя милая, что счастливей твоего Петьки нет человека на свете? Да мне теперь сам сатана – не страшен. Милая, родная, родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твое сердце – за все, за все спасибо. Сейчас я сменился с дежурства у пулемета. Небо было ясное, звездное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее, я с тобой разговариваю, моя родная.

Обнимаю тебя крепко-крепко. До свидания – Петр. 30.12. 41г.

Анализ писем:

  • Кому адресованы письма? Как вы об этом узнали?
  • Какое из этих писем можно назвать:
    – личным? Почему?
    – информационным? Почему?
    – деловым? Почему?

УС-3. Таким образом, мы увидели, что в зависимости от определенных условий письма бывают разными.

Рассмотрим каждое из этих условий.

Речевая ситуация (анализ речевой ситуации по схеме).

С кем говорим?

  • С близким человеком
  • С незнакомым человеком

Где говорим?

  • В официальной обстановке
  • В неофициальной обстановке

С какой целью говорим?

  • Общение
  • Сообщение
  • Воздействие

Обращение (изучение правил включения обращений в устную и письменную речь).

Начиная письмо, помни об обращении:

Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью

При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. В предложении обращение может занимать любое место. Обращение выделяется запятыми на письме. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, злость, недовольство и т.д.

Например: Здравствуйте, бабушка и дедушка!

Тренировочное задание: пунктуация при обращении.

Вставьте недостающие знаки препинания:

  • Я люблю тебя мама
  • Прощай родная моя
  • Напишите пожалуйста мне письмо
  • До свидания папа
  • Здорово браток

Этикетные слова (подбор этикетных слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности).

приветствия прощания просьбы благодарности
  • Здравствуй
  • Доброе утро
  • Мое почтение
  • Здорово
  • Я рад вам
  • Привет
  • Салют
  • Наше вам
  • Хеллоу
  • До свидания
  • Желаю удачи
  • Счастливого пути
  • До скорого
  • Пока
  • Прощай
  • Всего доброго
  • Не поминай лихом
  • Пожалуйста
  • Будьте добры
  • Будьте любезны
  • Не трудно ли вам
  • Будь другом
  • Разрешите
  • Позвольте
  • Спасибо
  • Благодарю вас
  • Премного благодарен
  • Глубоко признателен

5. Формирование умений.

Задание 1. Исправьте ошибки в тексте письма.

Салют мама

Имею честь приветствовать тебя из санатория “Лесные ключи”. В первых строках сия письма уведомляю тебя о своем хорошем расположении духа.

Ты просишь меня не купаться в озере, но нетушки, я не могу удержаться. Так что вынужден отказать тебе в этой просьбе.

Мне так хочется скорее увидеть тебя.

Приезжай!

Не поминай лихом! Люблю, целую.

Твой сын Вася.

Задание 2 (в группах). Напишите письмо, учитывая личность адресата:

  • 1-я группа – маме;
  • 2-я группа – другу;
  • 3-я группа – бабушке;
  • 4-я группа – младшему брату о том, что вы делали сегодня на уроке и о чем вы узнали.

Зачитываются письма, анализируются и корректируются.

6. Рефлексия.

  • Что должно быть в тексте, чтобы оно стало письмом?
  • Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?
  • Добились мы поставленной на уроке цели?

Дорогие ребята!

Желаю Вам удачи, успехов в изучении тонкостей русского языка и крепкого здоровья, чтобы Вы смогли с радостью преодолеть все препятствия на Вашем жизненном пути!

7. Подведение итогов урока.

  • Вам понравился урок?
  • Что нового вы узнали?
  • Изменилось ли ваше настроение после урока?

8. Домашнее задание: написать письмо, выбрав адресата, и подписать конверт.