Виды предложений по цели высказывания

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  1. познакомить с видами предложения по цели высказывания;
  2. отрабатывать умения определять цель предложения;
  3. развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
  4. воспитывать умение слушать других;

Оборудование:

  1. Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
  2. Раздаточный материал: рабочий лист
  3. Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)

Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.

II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:

Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).

Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.

Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.

Пропишите этот узор один раз:

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь

III. Актуализация знаний:

На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)

  1. Расскажите, что вызнаете о предложении.
  2. Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.

IV. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)

- Кузнечик, унеси меня домой.

- А где ты живешь?

- В муравейнике.

  1. Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
  2. Какая это речь? (Разговорная)
  3. Сколько героев участвует в разговоре? (2)
  4. Кто они? (Кузнечик и муравей)
  5. Как называется такой текст? (диалог)
  6. С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
  7. Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
  8. Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
  9. Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
  10. Какой знак стоит в конце предложения? (?)
  11. Как называются такие предложения?
  12. На странице 106 абзац 3
  13. Что сообщается в последнем предложении?
  14. Какой знак стоит в конце предложения?
  15. Как называются такие предложения?
  16. Страница 106 абзац 2.

V. Обобщение (выводы):

А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение.

Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)

VII. Самостоятельная работа: приложение 2

На рабочем листе упр. 3.

Составьте из каждой группы слов предложение:

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)

На рабочем листе упр. 4

Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)

VIII. Проверка усвоения темы.

  1. Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
  2. Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).

IХ. Рефлексия (Слайд 10, приложение 1)