Пояснительная записка
Обоснование необходимости данного курса. В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей русского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики. Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О. Винокур). Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения языковой и общей культуры человека.
Целью краткого курса практической стилистики русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах литературного языка.
Учебные задачи:
- Научить стилистическому анализу текстов,
- Помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления
- Подготовить к сдаче ЕГЭ
Решать поставленные задачи нужно с учётом программ по русскому языку, чтобы не дублировать базовые курсы, а дополнять и углублять их. Поскольку курс сочетает практическую направленность с высокой познавательной нагрузкой и при этом допускает использование внепрограммного материала, преподавателю стоит активно применять самые разные методические приёмы, в том числе и игровые.
Основные методические принципы и приёмы, возможные при проведении занятий.
- Упор на письменные формы работы позволяет:
1) получать регулярную обратную связь,
2) закрепить все необходимые навыки за счёт постоянной практики - Подбор нескучных (познавательных, увлекательных) заданий даёт возможность поддержать на занятиях благоприятный психологический климат.
- Активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников.
- Лингвистический материал предъявляется ученикам в лекционной форме в сопровождении большого количества иллюстративного материала, что позволяет легко осваивать непростые понятия.
Учащийся в результате изучения программы должен
ЗНАТЬ:
Понятия: Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов. Контаминация. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.
УМЕТЬ:
- Редактировать тексты разных стилей
- Классифицировать лексические ошибки
- Писать тексты разных стилей
Измерителем достижений обучаемых должны быть показатели, характеризующие изменение умений относительно начального уровня:
- Повышение речевой грамотности
- Значительное улучшение качества устной и письменной речи
- Активизация творческих способностей.
Формы контроля: стилистический анализ текста, редактирование текстов разных стилей, устное сообщение учащихся, составление таблиц, изготовление наглядных пособий, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.
Учебно-тематический план.
№ | Тема курса | Кол-во часов | Форма контроля | Образовательный продукт |
1 | Общее понятие о практической стилистике русского | 2 | Анализ текста | |
2 | Функциональные стили русского языка Понятие о функциональных стилях | 1 | Анализ предложенных текстов | |
3 | Научный стиль | 2 | Стилистический анализ текста | |
4 | Официально-деловой стиль | 2 | Стилистический анализ текста | |
5 | Публицистический стиль | 2 | Стилистический анализ текста | |
6 | Художественный стиль | 2 | Стилистический анализ текста | |
7 | Разговорный стиль | 2 | Стилистический анализ текста | Создание сборника текстов на одну тему разных стилей |
8 | Лексическая стилистика.Смысловая точность речи | 2 | Рецензирование текста | |
9 | Лексическая сочетаемость слов | 2 | Рецензирование текста | |
10 | Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте | 2 | Рецензирование текста | |
11 | Стилистическая окраска слова | 1 | ||
Активный и пассивный запас лексики | 2 | Рецензирование текста | ||
Фразеологизмы | 2 | Рецензирование текста | ||
Канцеляризмы | 2 | Рецензирование текста | ||
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления | 2 | Рецензирование текста | ||
Смысловые единицы речи | 4 | Рецензирование текста | ||
Лексические образные средства речи | 4 | Рецензирование текста | Творческая работа (анализ одного слова с точки зрения лексической стилистики) | |
Основные вопросы грамматической стилистики.Стилистическое использование форм имён существительных | 3 | Рецензирование текста | ||
Стилистическое значение порядка слов в предложении | 2 | Рецензирование текста | Практическая стилистика русского языка – взгляд после изучения курса. (творческая работа любого жанра по выбору учителя) | |
Итого | 35 |
Программа курса
1. Общее понятие о практической стилистике русского языка (2 часа).
Стилистика – раздел языкознания. Основные виды практической стилистики: лексическая, грамматическая, стилистический синтаксис.
2. Функциональные стили русского языка
2.1 Понятие о функциональных стилях (1 час) Функциональные стили. Классификация стилей. Книжные стили. Разговорный стиль.
2.2 Научный стиль (2 часа). Возникновение и развитие научного стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности научного стиля.
2.3 Официально-деловой стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности официально-делового стиля. Официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль.
2.4 Публицистический стиль (2 часа). Возникновение и развитие публицистического стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности публицистического стиля. Газетно-журнальная разновидность этого стиля.
2.5 Художественный стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности художественного стиля. Авторский стиль.
2.6 Разговорный стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности разговорного стиля. Неоправданное использование в речи разговорных и просторечных слов.
3. Лексическая стилистика.
3.1. Смысловая точность речи (2 часа) Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов.
3.2. Лексическая сочетаемость слов (2 часа). Смысловая несовместимость. Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости. Контаминация.
3.2. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (2 часа). Алогизм. Плеоназм. Тавтология.
3.3. Стилистическая окраска слова (1 час). Стилистическая закреплённость слова. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
3.4. Активный и пассивный запас лексики (2 часа). Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика.
3.5. Фразеологизмы (2 часа). Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
3.6. Канцеляризмы (2 часа). Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова.
3.7. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (2 часа). Диалектизмы. Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
3.8. Смысловые единицы речи (4 часа). Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
3.9. Лексические образные средства речи (4 часа). Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.
4. Основные вопросы грамматической стилистики.
4.1 Стилистическое использование форм имён существительных
(3 часа). Колебания в роде имён существительных. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа у существительных мужского рода.
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа. Варианты окончаний творительного падежа множественного числа.
4.2 Стилистическое значение порядка слов в предложении (2 часа). Инверсия.