Материалы к уроку при подготовке к экзамену по русскому языку

Разделы: Русский язык


Часть 1. Прочитайте текст и выполните задания.

1) Передо мной полотна Сурикова. 2) Интересно, почему в одном просыпается талант, а в другом нет?
3) Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаётся по наследству из колена в колено, как цвет волос или характер. 4) Он пробирается вверх по родословной, как огонёк по бикфордову шнуру, чтобы в каком-нибудь поколении вспыхнуть ослепительным взрывом. 5) Талант может не проявляться в каком-то поколении, но его песчинка передаётся дальше, он копится, дожидаясь своего проявления.
6) Никто не знает, что такое талант и где его искать в человеке, известно лишь, что у одного он есть, а у другого его нет. 7) Например, удивительные связки достались именно Шаляпину, Карузо.
8) Как по бикфордову шнуру, тянулся талант и к Сурикову. 9) Он начал появляться ещё в предыдущем поколении. 10) Отец Сурикова неплохо пел, дядя художника – Хозяинов – писал маслом. 11) Другие его дядья тоже рисовали, копировали литографии. 12) Мать Сурикова, хотя и была неграмотной женщиной, прекрасно плела кружева, вышивала бисером целые картины. 13) Суриков вспоминал: «Мать моя не рисовала, но когда нужно было объяснить старую казачью шапку, она взяла карандаш и неуверенно нарисовала её: я сейчас же её увидел».
14) Талант был как данность. 15) Он был принят в виде таинственной эстафеты. 16) Теперь дело было за другими, внешними факторами, чтобы талант не ушёл в другие поколения или не погиб, едва появившись.
17) Николай Васильевич Гребнев, человек, которому нигде не стоит памятник, больше всего « повинен», что у России есть Суриков. 18) Суриков вспоминал об учителе: «Он учил меня рисовать. 19) Чуть не плакал надо мной. 20) Рассказывал мне о Брюллове, Айвазовском, как тот море пишет, как формы облаков знает. 21) Гребнев брал меня с собой, где акварельными красками заставлял сверху холма город рисовать».
22) Но это всё потом. 23) Надо было ещё выбраться из красноярской глуши – пересадить растение на столичную почву. 24) На поездке в Академию художеств настаивал всё тот же Николай Васильевич Гребнев, который, наверное, почувствовал, что теперь он вправе сказать, что прожил на земле не зря.

Часть 2.

А 1. Какое предложение прочитанного текста содержит основную мысль?
А) 3 предложение;
Б) 7 предложение;
В) 16 предложение;
Г) 23 предложение.

А 2. Определите стиль и тип данного текста.
А) Художественный, описание;
Б) Публицистический, описание;
В) Художественный, повествование;
Г) Публицистический, повествование.

А 3. Какое средство связи предложений используется в18 предложении?
А) синоним;
Б) антоним;
В) лексический повтор;
Г) местоимение.

А 4. В каком значении употреблено слово КОЛЕНО в 3 предложении?
А) часть ноги;
Б) предыдущее поколение;
В) часть сустава;
Г) соединительное звено.

А 5. В каком слове все согласные глухие?
А) бисер;
Б) талант;
В) глушь;
Г) шапка.

А 6. Какое из данных слов образовано бессуффиксным способом?
А) акварельный;
Б) столичный;
В) красноярский;
Г) ослепительный.

В 1. Замените слово просыпается из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом.

В 2. Из предложений 4-5 выпишите слово с чередующей безударной гласной в корне.

В 3. Из предложений 18-21 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует глухой согласный».

В 4. Из предложениё 11-14 выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: « В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано».

В 5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

Талант может не проявляться в каком-то поколении,1 но его песчинка передаётся дальше,2 он копится,3 дожидаясь своего проявления.

В 6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Никто не знает,1 что такое талант и где его искать в человеке,2 известно лишь,3 что у одного он есть,4 а у другого его нет.

В 7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Теперь дело было за другими,1 внешними факторами,2 чтобы талант не ушёл в другие поколения или не погиб,3 едва появившись.

В 8. Замените несогласованное определение из словосочетания полотна Сурикова на согласованное.

В 9. Выпишите грамматическую основу из 3 предложения.

В 10. Среди предложений 9-13 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В 11. Из предложений 22-24 выпишите вводное слово.

В 12. Укажите количество грамматических основ в 12 предложении.

В 13. Выпишите из текста все местоимения.

В 14. Найдите в тексте бессоюзное(ые) предложение(я), выпишите их номера.

Часть 3. Определите основную тему данного текста и выскажите своё мнение о ней, подтвердите его примерами из жизни или из художественного произведения.