Школа социальной адаптации детей-инвалидов №60 в г. Улан-Удэ имеет две формы обучения: надомное – индивидуальное и групповое - в классах адаптации.
В классах адаптации обучаются дети после надомного обучения или из массовой школы по направлению врачей. Состав учащихся временный и постоянно пополняется. Для детей домашних организованы уроки адаптации, которые позволяют позднее рекомендовать их для обучения в школе. Система адаптационных уроков решает не только социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями, но и, безусловно, образовательную, методическую задачи. Составлены программы адаптационных уроков по различным предметам, выбраны темы, утвержденные в начале учебного года на заседаниях методических объединений.
Учащимся выпускных классов такие уроки помогают глубже подготовиться к сдаче экзаменов, являются необходимыми дополнительным занятиями помимо самостоятельной подготовки. На уроках адаптации по русскому языку учащиеся 11 класса повторяют, систематизируют, обобщают знания по основным содержательным линиям курса, отрабатывают практические умения и навыки для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена. Учащиеся-инвалиды, не освобожденные по состоянию здоровья от сдачи экзаменов, наряду со всеми проходят государственную аттестацию в формате ЕГЭ. Перед учителями стоит важная задача – дать качественные знания по русскому языку, которые позволят нашим детям успешно поступить в высшие учебные заведения и адаптироваться в дальнейшей жизни.
Подготовка и проведение таких уроков требует от учителя знания психолого-педагогических особенностей учащихся, их уровень обученности по русскому языку, владение универсальными приемами учебной деятельности. На уроках используются информационные технологии, составляются презентации учащимися и учителями. Помимо учебников, ребята, конечно, пользуются дополнительными пособиями для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, справочной литературой и тестами-тренажерами. Готовя несколько лет учащихся к сдаче к ЕГЭ, пришла к выводу, что учебно-методическое пособие под редакцией Н. А. Сениной «ЕГЭ-2007, 2008, 2009» (издательство «Легион» Ростов-на-Дону) для подготовки к экзаменам является наиболее подходящим и рекомендую его ребятам.
Мною разработана система адаптационных уроков русского языка в 11 классе, которые имеют практическую направленность, учащиеся отрабатывают умения и навыки при выполнении тестов части А и В, написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ. На уроках ребята имеют возможность не только повторить и систематизировать учебный материал по блокам, поработать с презентациями, развивать тестовую культуру, но и , безусловно, пообщаться друг с другом, проявить себя в коллективной деятельности, высказать свои суждения и мнения, например, при разборе текстов и выявлении авторской позиции.
Предлагаю вниманию два урока на темы «Виды односоставных предложений» и «Типы сложных предложений» и презентации к ним.
Тема: Виды односоставных предложений (урок в 11 классе)
Цели урока:
- повторить строение и виды односоставных предложений;
- совершенствовать умение различать виды односоставных предложений;
- определять грамматические формы сказуемых.
- подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий в формате ЕГЭ по данной теме;
- адаптировать учащихся к коллективной деятельности, умению слушать ответы других, проводить взаимопроверку, работать в паре.
Ход урока:
1. Оргмомент (приветствие, объявление цели урока)
2. Актуализация опорных знаний:
1. Какие предложения называются односоставными?
2. В чем их отличие от неполных предложений?
3. В чем их отличие от двусоставных?
Сравните и определите тип предложения:
А) Горит в сердцах у нас любовь к земле родной. (двусост.)
Б) Одна тропка пошла влево, а другая – прямо в лес. (двусост, непол.)
В) Слышу шум падающих листьев. (односост.)
Г) Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья. (односост.)
Д) Зимним холодом пахнуло на поля. (односост.)
Е) Я по первому снегу брожу. ( двусост.)
3. Повторение темы.
1) - Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- По какому признаку нужно их отличать?
(знать личные окончания глаголов, неопред. форму глагола)
(показать схему на слайде № 2 Приложения 1)
Существует 4 вида определенно-личных предложений:
1. с главным членом сказуемым:
- определенно-личные
- неопределенно-личные
- безличные.
2. с главным членом – подлежащим:
назывные.
2) Посмотрите на слайд № 3 Приложения 1. Определите вид предложения, объясните, в каких грамматических формах выражается главный член предложения:
1. Иду по улице нарядной. (о/л)
2. Ведут ко мне коня. (н/л)
3. Бездонную бочку водой не наполнишь.( о/л)
4. В воздухе пахнет сосновой смолой. (б/л)
5. Поздняя осень.(наз.)
6. Быть грозе великой. ( б/л)
7. Выбери себе книгу поинтереснее. ( о/л)
8. Травы скашивают рано утром. (н\л)
9. Вот парадный подъезд. (назыв.)
10. Вечерами работалось особенно хорошо. (б/л)
Могут ли односоставные предложения быть частью сложного? ( Да)
Запишите предложение, составьте его схему:
А) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым.
Б) Подул ветерок с заречья, и сразу стало свежо.
3) В заданиях ЕГЭ В 4 (слайд № 4 Приложения 1).
Среди предложений 15-19 найдите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) и напишите их номера.
…(15) «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. (16) Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас». (17) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (18)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем их жертвы. (19) Принимая их, мы обязаны всякий раз задавать себе вопрос: «Не отдает ли мать нам последнее?»
4) Посмотрите таблицу «Формы выражения сказуемых в безличных предложениях» (слайд № 5 Приложения 1). Вспомните грамматические формы глаголов.
|
|
|
|
|
|
4. Закрепление изученного:
1. Работа по карточкам:
Задание 1. Прочитать предложения и определить их вид, взаимопроверка по ключу на слайде №6 Приложения 1..
Задание 2. Прочитайте отрывки из стихотворений С. Есенина.
Какие виды о/с предложений вы нашли в них?
А) Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.(наз.)
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать. (б/л)
Б) Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, каждого спроси – (о/л)
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси! (б/л)
В) Синий туман. Снеговое раздолье.
Тонкий лимонный лунный свет. (наз.)
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет. (б/л)
2. Работа над заданиями ЕГЭ В 4 (2008). Выполните 2 варианта.
В тексте найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное (тексты из сборника заданий для подготовки к сдаче ЕГЭ).
5. Употребление односоставных предложений в речи:
Использование односоставных предложений в коммуникативно-речевом плане обусловлено их особенностями. Каждый вид характеризуется признаками (рассмотрите таблицу):
Опред.-личн. |
Неопр.-личн. |
Обобщ.-личн. |
Безличн. |
Назывные |
Лаконизм, динамич-ность, экспрессия |
Динами-ность, глаголь-ность (акцент делается на действие) |
Высокая степень экспрессивности, объективность суждений в СМИ |
От нейтральной передачи информации до канцелярской вплоть до эмоциональ-ной |
Как технич. функция (для обозначения места и времени в пьесах), так и эмоц. воздейству-ющая (как ср-во худ.описания) |
6. Обобщение урока:
- Какие виды предложений мы сегодня повторили?
- В чем отличие односоставных предложений от двусоставных?
- Где чаще всего используются назывные предложения?
- Какие состояния передают безличные предложения?
- В чем их отличие от неполных?
7. Оценки.
Домашнее задание: из сборника ЕГЭ-2009 выполнить. В 4 во всех вариантах; параграф 73 повторить
Тема урока: Типы сложных предложений (урок в 11 классе)
Цели: обучающая – обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях, их строении и пунктуации;
развивающая – развивать умение определять смысловые отношения между частями
сложного предложения, развитие пунктуационных и тестовых навыков;
воспитательная– воспитывать интерес к предмету, чувство языка, лингвистическую культуру;
адаптационная – адаптировать учащихся к коллективной деятельности, умение слушать других, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Тип урока: урок обобщения знаний, умений и навыков.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)
электронная презентация
таблица «Сложные предложения»
сборник ЕГЭ -2009 под ред. Н. А. Сениной (Ростов-на-Дону: изд. «Легион»).
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, объявление темы и целей урока).
2. Актуализация опорных знаний:
А) - Какое предложение называется сложным?
(В словаре лингвистических терминов дается такое определение: сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое. Единство и цельность СП создаются для отдельных его типов разными средствами, к которым относятся: 1) интонация; 2) союзы и союзные слова; 3) смысловые отношения между частями; 4) лексический состав (слова, указывающие на несамостоятельность частей, указательные слова и др.).
В зависимости от этих средств связи различаются три типа сложных предложений:
- Какие типы СП вы знаете?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются бессоюзными?
Б) Рассмотрите таблицу (слайд №2 Приложения 2) и приведите примеры из домашнего упражнения, объясните тип СП.
- Как называются части сложноподчиненного предложения? (главное и придаточное)
Какие виды сложноподчиненных предложений вы знаете? (с придаточными определительными, с придаточными изъяснительными, с придаточными обстоятельственными).
Посмотрите таблицу (слайд №3 Приложения 2).
В) Нарисуйте схемы каждого вида.СПП (на доске ученики рисуют схемы и приводят примеры).
[ сущ. ], (который…) – придаточное определительное
[ глаг. ], (что…) – придаточное изъяснительное
[ ], (хотя… ) – придаточное обстоятельственное.
3. Закрепление. Работа по карточкам.
А) Карточка 1. Прочитайте предложения, расставьте пропущенные знаки препинания
и определите вид придаточного.
(самопроверка по ключу на слайде № 4 Приложения 2)
- Может ли в СПП быть несколько придаточных частей? (При рассмотрении строения такого предложения, необходимо знать виды подчинения придаточных).
- В СПП с несколькими придаточными выделяются также три вида (последовательное, параллельное, однородное).
Б) Рассмотрите таблицу (слайд №5 Приложения 2) и зачитайте примеры с объяснением, а также откройте учебник на стр.343 п. 97 (под ред. Шамшина, Гольцовой «Русский язык 10-11 класс»).
Обратите внимание, что в пунктуационном правиле о постановке знаков препинания
есть примечание, в котором говорится о стечении союзов: двух подчинительных или сочинительного и подчинительного.
В) Карточка 2. Прочитайте и определите вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Прокомментируйте свой ответ.
Г) Для того, чтобы правильно определить вид подчинения придаточных частей в СПП с несколькими придаточными, надо: (посмотрите на слайд №6 Приложения 2 и запишите алгоритм действия).
1. внимательно прочитать предложение
2. определить количество частей в нем, расставить знаки препинания
3. найти главное предложение по смыслу
4. задать вопросы к придаточным частям, определить их значение, установить средства связи.
5. определить вид подчинения, нарисовать схему.
4. Выполнение заданий ЕГЭ.
В заданиях ЕГЭ по теме «Сложное предложение» встречаются такие типы заданий:
в части А – 10, 21,25, 26, 27, 28; в части В – 4,6.
Например, А 10: Определите верную характеристику одного из предложений текста.
А 21: Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении:
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора () и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги.
Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
В 6. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное с придаточным цели.
(1) Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с прошлым, настоящим и будущим. (2) Книга связывает людей. (3) Объединяет людей и телевидение; это понятно. Но для того, чтобы одолеть огромное количество литературы, накопленной человечеством за века, следует от чего-то отказаться…
(Выполните задания А 21, 25, 26, 28 и В 4, 6 из варианта 10 – 1 группа учащихся; из варианта 11 – 2 группа учащихся по сборнику Сениной Н.А. Самопроверка по ключу. После проверки учащиеся называют кол-во своих ошибок. Задания, в которых ребята затруднились, комментируются учителем).
5. Обобщение.
- В чем отличие сложных предложений от простых?
- Как определить тип сложного предложения?
- Какие виды сложноподчиненных предложений вы знаете?
- Как определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными? (по алгоритму)- При выполнении каких заданий ЕГЭ вы должны знать тему «Сложное предложение»?
6. Оценки.
Домашнее задание: выполнить варианты 12, 13 часть А по сборнику, повторить темы.