Урок русского языка в 7-м классе по теме "Буквы О и А на конце наречий с приставки из-, до-, с-"

Разделы: Русский язык


Цель урока: формирования навыка написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: орфограммы в корне; не с глаголами; не – ни с наречиями; написание приставок на з-, с-.

Развивающая цель: развитие познавательной активности.

Воспитательная цель: воспитание самостоятельности учащихся.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Орфоэпический словарь.
  2. Контрольные карточки.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Этап подготовки учащихся к сознательному освоению новых знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.
  5. Этап информирования о домашнем задании и инструктаже по его выполнению.

Методы:
- приветствие;
- методы проблемного обучения;
- методы работы под руководством;
- дифференцированное задание.

Ход урока:

I. Самопроверка домашнего упражнения с использованием контрольной карточки.

II. Словарно- орфографическая диктовка.

Запись слов с объяснением правописания приставок:

Расчет, рассчитать, расформировать, безвредный, бесформенный, сузить, сэкономить, расчертить, бесполезный, сжечь, делать.

III. К данным словам учащиеся подбирают такие, в которых части слова противоположны по написанию, например: стеклянный – серебряный, видишь – стелешь, некем – никем.

Нигде (негде), предположил (предполагал), участвовать (чувствовал), местность (чудесный), никуда (некуда), не был (негодовал).

IV. Объяснение нового материала начинается с разрешения проблемной ситуации по какому признаку разделены слова на два столбика?

добела
изредка
искоса
снова
   досрочно
извилисто
 
сбивчиво

Обращаем внимание школьников на правильность произношения наречий:

надолго, набело, но: добела.

Запись в ученические словари в раздел «Говори правильно».

- по конечному суффиксу;

- от чего зависит выбор суффикса?

Ученики дают различный ответ, каждый из которых проверяется:

- от ударения – не подтверждается;

- образовано от прилагательных – не подтверждается4

-от способа образования.

Проверим:

добела
изредка
искоса
снова
белый
редкий
косой
новый
досрочно
извилисто
сбивчиво
досрочный
извилистый
сбивчивый

Вывод:

Наречия с а образовались приставочно –суффиксальным способом.

Наречия с о образовались суффиксальным способом.

-можно ли сделать окончательный вывод?

-рассмотрим третий столбик

влево

авправо

заново

чисто

-что общего у этого столбика слов с первым столбиком?

-способ образования

-а в чем отличие?

-нет приставок из-, до-, с-; пишется о

-когда же в наречиях пишется на конце а?

Учащиеся формулируют правило и сверяют его с правилом учебника.

V. Закрепление материала.

А) учащиеся I и II групп выполняют упражнения, записанные на доске

1. замените словосочетание наречиями с о или а на конце. Обозначить орфограмму.

Идти в правую сторону(вправо), беседовать без стеснения (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело).

Б) а для учащихся III группы учитель повторяет объяснение: какие два условия необходимы. Чтобы на конце наречия был а:

1) Приставки из-, до-, с-.

2) Образование наречия приставочно – суффуксальным способом.

Построим алгоритм рассуждения.

1. Смотрю, есть ли в наречии приставки из-, до-, с-.

Алгоритм закрепляем на ряде словосочетаний.

Изредка преграждал, справа и слева находились, сгоряча не стукнули, раскачивал направо и налево.

В) Выборочный диктант для I и II групп

Выписать в один столбик словосочетания с наречиями на – о, в другой – с наречиями с –а. Обозначить главные и зависимые слова.

  1. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегм.
  2. Небо было раскалено почти добела.
  3. Ветер снова усилился.
  4. Серое небо предвещало дождь надолго
  5. Посмотри –ка вправо.
  6. Начни все сначала.
  7. Издалека послышался шум.

- Третья группа работает с упражнением учебника

IV. Итоговая работа (проверяется на уроке)

- записать под диктовку словосочетания, обозначить изучаемую орфограмму

Сначала посетить, подъезжать справа, повернуть налево, издавна поражать, поглядеть искоса, недоверчиво относиться, заново прийти, снова присутствовать, изредка возражать, издалека начинать.

(проверочная работа показала, что из 27 учеников 7-го класса ошибки на данное правило допустили всего 4 человека ).

VI. Домашнее задание: выучить § учебника, выучить схему рассуждения (алгоритм)

1) Первая группа – написать мини-сочинение на тему «Воскресная прогулка», используя наречия с изученной орфограммой.

2) Вторая группа – составить словарный диктант на изученную орфограмму из 20-ти словосочетаний, обозначить орфограмму.

3) Третья группа – записать 10 наречий с изученной орфограммой, обозначить орфограмму.