Приставки. План урока по русскому языку с элементами валеологии

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Познакомить учащихся с приставкой - значимой частью слова,
  • с ролью приставки как средства образования новых слов,
  • закрепить знания о морфемах, корне, основе, суффиксе,
  • повторить синтаксический, фонетический и лексический анализ,
  • обогащать словарь учащихся,
  • развивать речь,
  • воспитывать бережное отношение к здоровью, как основной жизненной ценности человека.

Оборудование: слайды презентации, опорные схемы, таблицы, тексты.

Здоровье - не все.
Но все без здоровья - ничто.
Сократ

Ход урока

1. Организационный момент. Оформление тетрадей. Запись эпиграфа.

- Как вы понимаете слова эпиграфа? (Высказывание детей.)

2. Показ слайдов. (футболисты, хоккеисты, гимнасты)

Ответы на вопросы.

- Кто изображен на экране? Какие они?

Какими видами спорта они занимаются? А вы занимаетесь спортом? Какими видами? Молодцы! Ведь Спорт- это здоровье.

3. Работа над текстом.

Самое главное б.гатство ч.ловека – зд.ровье . Каждому ч.ловеку необходимо вести здор.вый образ жизни. Бер.гите зд.р.вье смолоду!

а) Что написано на экране? Докажите что это текст. Какова мысль текста, его тема? Объясните пропущенные орфограммы.

б) Сделать синтаксический разбор первого предложения.(1 ученик у доски, остальные в тетрадях.

в) Фонетический разбор слова ЗДОРОВЬЕ. (1 ученик у доски)

г) Морфемный разбор слов ЗДОРОВЫЙ, БЕРЕГИТЕ.

д) Что наблюдается в этих словах? (2 ученика)

4. Лексический разбор слова ЗДОРОВЬЕ по словарю.

5. Подберем однокоренные слова к слову ЗДОРОВЬЕ.

(Здоровый, здравие, здравница, здравствуй.)

Прочитайте, что у вас получилось. Выделим корни. Что происходит в корнях этих слов? Русское неполногласие РА чередуется с полногласным ОРО.
Какое слово, связанное со словом ЗДОРОВЬЕ мы употребляем каждый день? ЗДРАВСТВУЙТЕ. - Что оно означает? Живите без болезни, пожелание здоровья.

6. Игра-соревнование.

Образуйте от данных корней новые слова, без помощи суффикса.

(Дети делятся на две команды, команда 1-го варианта и команда 2-го варианта. Кто быстрее справится с заданием, станет победителем.)

а) -ход
в-ход
с-ход
вы-ход
за-ход
пере-ход
про-ход
по-ход

 

 

б) -езд
въ-езд
вы-езд
съ-езд
за-езд
пере-езд
про-езд
на-езд

Какие морфемы вы использовали? Приставки. Дайте определение приставки.

а) Что это?

б) Где находится?

в) Для чего служит?

7. Чтение правила на стр.165

8. Работа по картинкам на стр.165.Указать значение приставок.

9. Работа по таблице Слайд №3. Подобрать примеры.

№ п/п

Обозначение приставок

Примеры

1.

В-движение вперед, внутрь.

Вбежать, влететь, вползти

2.

Вы - движение наружу

Выйти, выбежать, выскочить

3.

Пере - передвижение с места на место

Перепрыгнуть,перешагнуть, перейти

4.

При – приближение, присоединение

Прийти, приплыть, приехать

5

У -,От - удаление

Уйти, убежать, ускакать
Отбежать, отойти

6

Без-, Бес- отсутствие чего- либо

Беззаботный,бездомный, бездонный
Беспокойный,бессердечный, бестолковый

10. Упражнение 401. Подобрать однокоренные слова с приставкой без-.

11. Наблюдение за словами.

Приближался – удалялся

Входят – выходят

Выезжают – заезжают

Чем они различаются по составу и по значению? (Приставкой Антонимы)

12. Упражнение 402. Анализ пропущенных орфограмм. Выписать выделенные слова, обозначая приставки.

13. Словарная работа.

ГРАМОТНЫЙ, ПАРКЕТ, АППЕТИТ. ДЕЛЕГАТ, ПЛАНЕР. СЭКОНОМИТЬ, ПОВТОРЮ, ПОВТОРИШЬ, ПОВТОРИТ. (Записать слова в словари, составить с каждым словосочетание.)

14. Проверка домашнего задания.

О чем гласит народная мудрость? Ваши пословицы и поговорки о здоровье.

В здоровом теле, здоровый дух.
Здоровье дороже богатства.
Курить – здоровью вредить.
Чистота – залог здоровья.

15. Домашнее задание.

1. Записать правило в «запоминайку».

2. Написать мини-сочинение «Здоровье дороже всего».

16. Итог урока.

Что узнали на уроке? Чему научились? (Ответы детей.)

Озвучить оценки за урок.

Приложение