Урок-экскурсия "Имя существительное - хлеб языка"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знаний об имени существительном как части речи, закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных, синтаксическая роль имён существительных.
  2. Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти, слуховой грамотности.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, к родному краю, своей малой родине.

Ход урока

На фоне 2 слайда презентации (см. Приложение 1 )

Учитель: Сегодня, ребята, у нас немного необычный урок. Урок – экскурсия по теме «Имя существительное». Сегодня мы принимаем гостей и расскажем им о достопримечательностях нашего села.

Скажите, ребята, без чего не может жить человек? (Пища, воздух, вода). Да, без воздуха, воды, пищи. А самый главный продукт в нашей еде? (Хлеб). Человеку необходим хлеб.

А чтобы человек развивался как человек, а не просто, как животное, жующее этот хлеб, он должен общаться с другими людьми.

А что помогает ему в общении? (Речь).

А какие части речи помогают общаться?

А какая часть речи, по вашему мнению, самая главная? (Имя существительное).

Следовательно, чтобы человек жил, ему необходим хлеб, а чтобы он развивался, ему необходима речь, слова, в которых главную роль занимает существительное.

Эпиграфом нашего урока будут являться слова: «Имя существительное – хлеб языка».

Для того, чтобы дальше изучить новое об имени существительном, мы должны сегодня с вами обобщить всё, что вы уже знаете об этой части речи.

За каждый правильный ответ, вы будете получать закладку для книг с орфограммами.

Проверяем домашнее задание

Фронтальный опрос.

  1. Что такое морфология?
  2. Что такое имя существительное?
  3. Как изменяются имена существительные?
  4. Каким членом в предложении может быть существительное?
  5. Привести пример одушевлённых и неодушевлённых существительных. На какие вопросы они отвечают?
  6. Привести пример собственных и нарицательных имён существительных.
  7. Привести пример существительных, которые относятся к м.р., ж.р., с.р..
  8. Какие существительные относятся к первому склонению, второму, третьему?

Первый маршрут. Работа с картиной А. Пряхина «Лес»

(Слайд 3. Приложение 1 – «Остановка»)

Наши гости по дороге к нам уже начали знакомство с нашим селом, а сейчас продолжим нашу экскурсию.

Село Сивинь окружено лесами и расположено в экологически чистом месте Мордовии. Здесь находится республиканская зона отдыха. К нам приезжают отдыхать взрослые и дети не только из Мордовии и из других городов России, но и из других стран.

Чем же привлекает всех наша скромная Сивинь? (Природой).

Да, действительно, природа наша красива. Она дает вдохновение не только художникам, но и поэтам.

Но славится наше село и людьми. Главное богатство села – это люди. Один из них Пряхин А.Ф. (Слайд 4. Приложение 1, «Автопортрет»)

Что вы о нём знаете?

(Слайд 5. Приложение 1, «Золотая осень»)

Вот перед вами картина «Золотая осень» нашего местного художника Пряхина А.Ф.

Она поможет нам показать нашим гостям красоту местного края.

Работа с картиной. Давайте устно опишем картину.

  • Что изобразил художник на ней?
  • Чем он восхищается?
  • Какие чувства испытывает художник в момент написания картины?
  • Что вы видите на этой картине? Что они обозначают?
  • К какой части речи эти слова относятся?
  • Давайте составим предложение по этой картине.
  • Назовем существительные из полученных предложений.
  • Запишем их.

Работа с книгой

(Слайд 6. Приложение 1)

Упр. 196. Давайте подберем к нашей таблице существительные (по картине А. Пряхина «Сивинь») и повторим орфограмму «и-е в окончаниях существительных».

Работа около доски

(Проверяется по учебнику: е и и в окончаниях существительных.)

(Слайд 7. Приложение 1, «Школа»)

Полюбовавшись осенним лесом, наши гости прибыли в школу. Давайте, ребята, немного расскажем гостям о нашей любимой школе, в которой учитесь вы, учились ваши родители, дедушки и бабушки.

Сообщение о школе.

(Слайд 8. Приложение 1, «Шарады»)

А теперь проведем небольшую разминку, отгадаем шарады, в которых спрятались слова о школьной жизни.

  1. Корень мой находится в цене.
    В очерке найди приставку мне.
    Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
    Вся же – в дневнике я и в журнале.
    (Оценка)
  2. Корень извлечь из начинки не сложно.
    Приставка в сосуде хранится надёжно.
    Суффикс в черчении ясно услышишь.
    Вместе на темы различные пишешь.
    (Сочинение)
  3. В списке вы мой обнаружите корень.
    Суффикс в собрании встретите вскоре,
    В слове рассказ вы приставку найдёте.
    В целом по мне на уроки пойдёте.
    (Расписание)

Учитель

(Слайд 7. Приложение 1, «Школа»)
- Ребята, даже уже три слова могут многое рассказать о школьной жизни.

- А какой частью речи являются эти слова?

- Вот видите, ребята, что бы описать какое-нибудь явление, нужны существительные.

- А теперь давайте поработаем с этими словами,

- Определим род, число, склонение. (оценка, сочинение, расписание)

- Найдём орфограмму в слове расписание .

Третий маршрут.

(Слайд 9. Приложение 1, «Памятник погибшим в Великой Отечественной войне»)

Ребята, как вы думаете, куда теперь поведём гостей? Какое место есть в Сивини, куда приходят люди, чтобы поклониться защитникам Отечества ? (Памятник погибшим в ВОв).

Этот памятник построен, как вы знаете, по проекту Пряхина А.Ф. Расположен он самом высоком и красивом месте села.

Давайте познакомимся с новой тематической группой словарных слов, которые объединены темой Памяти.

(Слайд 10, Приложение 1, «Слова Памяти»)

(Слайд 11, Приложение 1, «Лексическое значение слов»)

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.

Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.

Постамент – основание памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Стела – каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением.

Мемориал – архитектурное сооружение, в память о ком-либо, о чём-либо.

Монумент – памятник значительных размеров.

Работа со словарём иностранных слов: мемориал, монумент.

Со словом памятник устно составляется предложение.

Ребята, а видели на стеле памятника фамилии ваших дедушек и прадедушек? Жаль, уходят от нас ветераны войны, но они остаются в наших сердцах.

Итак, ребята, мы видим, чтобы описать какой – нибудь предмет нам опять нужны существительные.

Четвертый маршрут.

(Слайд 12. Приложение 1, «Улица Братьев Львовых»)

Наше село большое. В нём много улиц с разными названиями. Назовите, на каких улицах вы живете. А на какую улицу вы повели бы наших гостей. (улица Братьев Львовых)

Чем знаменита эта улица в Сивини? Почему носит такое название? (Сообщение ребят). Вот видите, ребята, благодаря таким семьям выстояла Россия в годы войны. Но и сегодня силы России произрастает из силы каждой отдельной семьи. И не случайно 2008 год был объявлен президентом России – Годом семьи.

А теперь запишем на доске предложение про наших героев.

В годы войны из села Сивинь ушли защищать Родину пять братьев.

  1. Подчеркнуть имена существительные в предложении.
  2. Назвать склонение существительных.
  3. Морфологический разбор существительного РОДИНУ.

Итак, вы видите, что существительное помогают описать различные события, которые происходят в нашей жизни.

Пятый маршрут.

(Слайд 13, Приложение 1, «Сивинь - река»)

Красота нашей природы неразрывно связана с рекой Сивинь.

Её поможет показать картина А.Ф. Пряхина «Сивинь - река». Послушайте небольшой текст.

(Слайд 14. Приложение 1)

Сивинь – главная река нашей местности4. Она разделяет село на две части. Сивинь тихо и спокойно несет свои воды по просторам нашей Мордовии. В неё впадают притоки: Грузнолейка, Авгурка, Серебрянка

Вопросы:

  • какому типу речи принадлежит текст?
  • найдите существительные мужского, женского и среднего рода.
  • назовите по одному собственному и нарицательному существительному
  • определите в первом предложении роль существительных

Работа с первым предложением ЦИОВ.

Итак, ребята, посмотрите, существительное может быть не только подлежащим, но и сказуемым.

(Слайд 15, Приложение 1, «Река Серебрянка»)

Красота нашего края никого не оставляет равнодушным и остается в сердце на всю жизнь. Поэтесса из Сивини Валентина Гаврюшина (Бебенова), которая сейчас живет в Москве, в своих стихах воспевает красоту своей малой Родины , села Сивинь. Послушайте отрывок из её стихотворения «Речка Серебрянка».

Наша экскурсия подходит к концу. Пора обобщить и проверить ваши знания.

(Слайд 16, Приложение 1)

Обобщение по схеме.

Итак, ребята, повторив материал о существительном, мы понимаем, какую роль играет эта часть речи в нашем языке.

Работа с тестами.

(Слайд 17, Приложение 1, «Тест»)

Проверка тестов

Выполнили? Поменялись друг с другом. Проведем взаимопроверку.

  • Подсчитали количество правильных ответов.
  • Значит, столько вы получаете закладок – орфограмм.
  • А теперь посчитайте общее количество.
  • У кого, сколько? А теперь давайте оценим ваши знания!
  • А закладки я вам дарю, чтобы помнили и знали орфограммы.

(Слайд 18, Приложение 1, «Домашнее задание»)

Домашнее задание: Упр. 195. В форме письма вы расскажете о нашем путешествии своим друзьям или близким. Не забудьте в своем тексте выделить существительные и указать их падеж.

Ребята, а вам понравилась наша экскурсия по родному селу? Я надеюсь, что мы с вами хорошо повторили материал об имени существительном, а гостям показали красоту нашей малой Родины.

Если осталось время, работа с закладками. Орфограммы.