Цели и задачи урока:
- Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знаний об имени существительном как части речи, закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных, синтаксическая роль имён существительных.
- Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти, слуховой грамотности.
- Воспитывать интерес к русскому языку, к родному краю, своей малой родине.
Ход урока
На фоне 2 слайда презентации (см. Приложение 1 )
Учитель: Сегодня, ребята, у нас немного необычный урок. Урок – экскурсия по теме «Имя существительное». Сегодня мы принимаем гостей и расскажем им о достопримечательностях нашего села.
Скажите, ребята, без чего не может жить человек? (Пища, воздух, вода). Да, без воздуха, воды, пищи. А самый главный продукт в нашей еде? (Хлеб). Человеку необходим хлеб.
А чтобы человек развивался как человек, а не просто, как животное, жующее этот хлеб, он должен общаться с другими людьми.
А что помогает ему в общении? (Речь).
А какие части речи помогают общаться?
А какая часть речи, по вашему мнению, самая главная? (Имя существительное).
Следовательно, чтобы человек жил, ему необходим хлеб, а чтобы он развивался, ему необходима речь, слова, в которых главную роль занимает существительное.
Эпиграфом нашего урока будут являться слова: «Имя существительное – хлеб языка».
Для того, чтобы дальше изучить новое об имени существительном, мы должны сегодня с вами обобщить всё, что вы уже знаете об этой части речи.
За каждый правильный ответ, вы будете получать закладку для книг с орфограммами.
Проверяем домашнее задание
Фронтальный опрос.
- Что такое морфология?
- Что такое имя существительное?
- Как изменяются имена существительные?
- Каким членом в предложении может быть существительное?
- Привести пример одушевлённых и неодушевлённых существительных. На какие вопросы они отвечают?
- Привести пример собственных и нарицательных имён существительных.
- Привести пример существительных, которые относятся к м.р., ж.р., с.р..
- Какие существительные относятся к первому склонению, второму, третьему?
Первый маршрут. Работа с картиной А. Пряхина «Лес»
(Слайд 3. Приложение 1 – «Остановка»)
Наши гости по дороге к нам уже начали знакомство с нашим селом, а сейчас продолжим нашу экскурсию.
Село Сивинь окружено лесами и расположено в экологически чистом месте Мордовии. Здесь находится республиканская зона отдыха. К нам приезжают отдыхать взрослые и дети не только из Мордовии и из других городов России, но и из других стран.
Чем же привлекает всех наша скромная Сивинь? (Природой).
Да, действительно, природа наша красива. Она дает вдохновение не только художникам, но и поэтам.
Но славится наше село и людьми. Главное богатство села – это люди. Один из них Пряхин А.Ф. (Слайд 4. Приложение 1, «Автопортрет»)
Что вы о нём знаете?
(Слайд 5. Приложение 1, «Золотая осень»)
Вот перед вами картина «Золотая осень» нашего местного художника Пряхина А.Ф.
Она поможет нам показать нашим гостям красоту местного края.
Работа с картиной. Давайте устно опишем картину.
- Что изобразил художник на ней?
- Чем он восхищается?
- Какие чувства испытывает художник в момент написания картины?
- Что вы видите на этой картине? Что они обозначают?
- К какой части речи эти слова относятся?
- Давайте составим предложение по этой картине.
- Назовем существительные из полученных предложений.
- Запишем их.
Работа с книгой
(Слайд 6. Приложение 1)
Упр. 196. Давайте подберем к нашей таблице существительные (по картине А. Пряхина «Сивинь») и повторим орфограмму «и-е в окончаниях существительных».
Работа около доски
(Проверяется по учебнику: е и и в окончаниях существительных.)
(Слайд 7. Приложение 1, «Школа»)
Полюбовавшись осенним лесом, наши гости прибыли в школу. Давайте, ребята, немного расскажем гостям о нашей любимой школе, в которой учитесь вы, учились ваши родители, дедушки и бабушки.
Сообщение о школе.
(Слайд 8. Приложение 1, «Шарады»)
А теперь проведем небольшую разминку, отгадаем шарады, в которых спрятались слова о школьной жизни.
- Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка) - Корень извлечь из начинки не сложно.
Приставка в сосуде хранится надёжно.
Суффикс в черчении ясно услышишь.
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение) - В списке вы мой обнаружите корень.
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте.
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)
Учитель
(Слайд 7. Приложение 1, «Школа»)
- Ребята, даже уже три слова могут многое рассказать о школьной жизни.
- А какой частью речи являются эти слова?
- Вот видите, ребята, что бы описать какое-нибудь явление, нужны существительные.
- А теперь давайте поработаем с этими словами,
- Определим род, число, склонение. (оценка, сочинение, расписание)
- Найдём орфограмму в слове расписание .
Третий маршрут.
(Слайд 9. Приложение 1, «Памятник погибшим в Великой Отечественной войне»)
Ребята, как вы думаете, куда теперь поведём гостей? Какое место есть в Сивини, куда приходят люди, чтобы поклониться защитникам Отечества ? (Памятник погибшим в ВОв).
Этот памятник построен, как вы знаете, по проекту Пряхина А.Ф. Расположен он самом высоком и красивом месте села.
Давайте познакомимся с новой тематической группой словарных слов, которые объединены темой Памяти.
(Слайд 10, Приложение 1, «Слова Памяти»)
(Слайд 11, Приложение 1, «Лексическое значение слов»)
Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.
Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.
Постамент – основание памятника, колонны, статуи.
Пьедестал – подножие статуи.
Стела – каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением.
Мемориал – архитектурное сооружение, в память о ком-либо, о чём-либо.
Монумент – памятник значительных размеров.
Работа со словарём иностранных слов: мемориал, монумент.
Со словом памятник устно составляется предложение.
Ребята, а видели на стеле памятника фамилии ваших дедушек и прадедушек? Жаль, уходят от нас ветераны войны, но они остаются в наших сердцах.
Итак, ребята, мы видим, чтобы описать какой – нибудь предмет нам опять нужны существительные.
Четвертый маршрут.
(Слайд 12. Приложение 1, «Улица Братьев Львовых»)
Наше село большое. В нём много улиц с разными названиями. Назовите, на каких улицах вы живете. А на какую улицу вы повели бы наших гостей. (улица Братьев Львовых)
Чем знаменита эта улица в Сивини? Почему носит такое название? (Сообщение ребят). Вот видите, ребята, благодаря таким семьям выстояла Россия в годы войны. Но и сегодня силы России произрастает из силы каждой отдельной семьи. И не случайно 2008 год был объявлен президентом России – Годом семьи.
А теперь запишем на доске предложение про наших героев.
В годы войны из села Сивинь ушли защищать Родину пять братьев.
- Подчеркнуть имена существительные в предложении.
- Назвать склонение существительных.
- Морфологический разбор существительного РОДИНУ.
Итак, вы видите, что существительное помогают описать различные события, которые происходят в нашей жизни.
Пятый маршрут.
(Слайд 13, Приложение 1, «Сивинь - река»)
Красота нашей природы неразрывно связана с рекой Сивинь.
Её поможет показать картина А.Ф. Пряхина «Сивинь - река». Послушайте небольшой текст.
(Слайд 14. Приложение 1)
Сивинь – главная река нашей местности4. Она разделяет село на две части. Сивинь тихо и спокойно несет свои воды по просторам нашей Мордовии. В неё впадают притоки: Грузнолейка, Авгурка, Серебрянка
Вопросы:
- какому типу речи принадлежит текст?
- найдите существительные мужского, женского и среднего рода.
- назовите по одному собственному и нарицательному существительному
- определите в первом предложении роль существительных
Работа с первым предложением ЦИОВ.
Итак, ребята, посмотрите, существительное может быть не только подлежащим, но и сказуемым.
(Слайд 15, Приложение 1, «Река Серебрянка»)
Красота нашего края никого не оставляет равнодушным и остается в сердце на всю жизнь. Поэтесса из Сивини Валентина Гаврюшина (Бебенова), которая сейчас живет в Москве, в своих стихах воспевает красоту своей малой Родины , села Сивинь. Послушайте отрывок из её стихотворения «Речка Серебрянка».
Наша экскурсия подходит к концу. Пора обобщить и проверить ваши знания.
(Слайд 16, Приложение 1)
Обобщение по схеме.
Итак, ребята, повторив материал о существительном, мы понимаем, какую роль играет эта часть речи в нашем языке.
Работа с тестами.
(Слайд 17, Приложение 1, «Тест»)
Проверка тестов
Выполнили? Поменялись друг с другом. Проведем взаимопроверку.
- Подсчитали количество правильных ответов.
- Значит, столько вы получаете закладок – орфограмм.
- А теперь посчитайте общее количество.
- У кого, сколько? А теперь давайте оценим ваши знания!
- А закладки я вам дарю, чтобы помнили и знали орфограммы.
(Слайд 18, Приложение 1, «Домашнее задание»)
Домашнее задание: Упр. 195. В форме письма вы расскажете о нашем путешествии своим друзьям или близким. Не забудьте в своем тексте выделить существительные и указать их падеж.
Ребята, а вам понравилась наша экскурсия по родному селу? Я надеюсь, что мы с вами хорошо повторили материал об имени существительном, а гостям показали красоту нашей малой Родины.
Если осталось время, работа с закладками. Орфограммы.